Скрыть
Раскрыть

Журнал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

О журнале

Новости

Архив

Сквозное оглавление

Редакционный совет

Подписаться на журнал

Условия публикации

Правила оформления статей

Рецензирование статей

Публикационная этика

Контакты

Новые статьи

ISSN 1995-459X print
E-ISSN 2312-9972 online
ISSN 2500-2597 online English

Главный редактор:
Гохберг Леонид Маркович




Дехтярук Ю.1, Карышев И.1, Кораблева М.1, Великанова Н.2,3, Еделькина А.3, Карасев О.3, Клубова М.3, Богомолова А.4, Дышкант Н.4
  • 1 ФГУП «Крыловский государственный научный центр», 196158, Санкт-Петербург, Московское шоссе, 44
  • 2 НИУ ВШЭ, 190008, Россия, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д.16
  • 3 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 4 МГУ им. М.В. Ломоносова, 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские Горы, 1, строение 46

Форсайт гражданского судостроения – 2030

2014. Т. 8. № 2. С. 30–45 [содержание номера]

Мультипликативный вклад судостроительного сектора в социально-экономическое и научно-технологическое развитие крупных морских держав, вызывает устойчивый интерес у предпринимателей, ученых и представителей органов государственного управления. Между тем многообразие форм межотраслевого взаимодействия и специфика построения высокотехнологичных судов требуют значительных затрат, что становится существенным вызовом в условиях нарастающей неопределенности будущего спроса на инновационную продукцию.

Какой облик примет мировое судостроение в ближайшие 10–15 лет? Какие рыночные ниши открывают «окна возможностей» для отечественной судостроительной индустрии? На эти и другие вопросы предложили свои ответы эксперты научных и промышленных организаций в ходе реализации Форсайта специалистами ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и ФГУП «Крыловский государственный научный центр».

Деятельность отрасли отличается высокой степенью зависимости от экологических, энергетических, демографических, продовольственных, транспортных и технологических факторов глобального масштаба. Поэтому перспективы научно-технологического развития отечественного гражданского судостроения и судоремонта рассматривались в контексте глобальных, национальных и отраслевых вызовов, трендов, драйверов и ограничений.

«Образ будущего» мирового судостроения, сформированный в ходе исследования на основе анализа мнений экспертного сообщества и стратегических, программных и прогнозных документов, носит многовариантный характер и охватывает более 400 технологий и продуктов из 11 тематических областей: экология и защита окружающей среды, двигатели и механизмы, конструкции судов, новые материалы и технологии их обработки, информационные технологии и автоматизированные системы, навигация, телекоммуникации и связь, энергетика и энергосбережение, безопасность и защита, управление и контроль, технологии жизненного цикла судов, технологии производства. Изучение межотраслевых взаимодействий позволило выявить синергические эффекты, вызванные применением в судостроении технологических инноваций из других отраслей экономики.

Предложены четыре сценария развития судостроительной отрасли на период до 2030 г. с учетом ключевых факторов неопределенности и стратегических развилок. Исходя из этого, обоснован выбор «сквозных» перспективных областей, обладающих потенциалом для реализации полного инновационного цикла — от научных исследований до коммерциализации конечного продукта.

Проведенное исследование позволило с высокой вероятностью предположить, что конкурентные преимущества российского судостроения на мировом рынке в будущем могут быть обеспечены при условии активной государственной политики, нацеленной на поддержку производства высокотехнологичных судов и морской техники освоения шельфовых месторождений.

Библиографическое описание:

Dekhtyaruk Y., Karyshev I., Korableva M., Velikanova N., Edelkina A., Karasev O., Klubova M., Bogomolova A., Dyshkant N. (2014) Foresight in Civil Shipbuilding — 2030.  Foresight-Russia, vol. 8, no 2, pp. 30–45.

BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss