@ARTICLE{26543116_26553551_2007, author = {А. В. Соколов}, keywords = {, инновации, научные исследования, критические технологиинаучно-техническая политика}, title = {Метод критических технологий}, journal = {Форсайт}, year = {2007}, volume = {1}, number = {4}, pages = {64-74}, url = {https://foresight-journal.hse.ru/2007-1-4/26553551.html}, publisher = {}, abstract = {Научно-техническая политика в развитых странах за последние три десятилетия претерпела существенные изменения. Еще в 1970-80-х годах ее роль состояла большей частью в финансировании фундаментальных исследований и обеспечении на этой основе процесса генерации новых знаний, а также в поддержке научных организаций и исследовательской инфраструктуры посредством реализации государственных программ. По мере интенсификации научных исследований, повышения их влияния на экономический рост и конкурентоспособность компаний главной целью научно-технической политики стало создание условий для повышения эффективности исследований и формирование сетей передачи знаний с участием науки и бизнеса. Широкое распространение получила концепция «национальной инновационной системы», охватывающая процессы производства, передачи и практического использования знаний. Несмотря на неуклонное наращивание затрат на науку, которые достигли в ряде стран уровня 2-3% ВВП, даже самые богатые государства не могут себе позволить вести исследования на современном уровне по всему фронту. В связи с этим возникла необходимость выбора приоритетных направлений, на которых должны быть сконцентрированы основные усилия правительства и в которые должны в первую очередь инвестироваться соответствующие бюджетные средства. Поэтому важнейшей задачей научной политики стала разработка инструментов определения научно-технологических приоритетов, а также механизмов их реализации. В развитых странах одним из наиболее распространенных методов решения этой задачи стали перечни критических технологий.}, annote = {Научно-техническая политика в развитых странах за последние три десятилетия претерпела существенные изменения. Еще в 1970-80-х годах ее роль состояла большей частью в финансировании фундаментальных исследований и обеспечении на этой основе процесса генерации новых знаний, а также в поддержке научных организаций и исследовательской инфраструктуры посредством реализации государственных программ. По мере интенсификации научных исследований, повышения их влияния на экономический рост и конкурентоспособность компаний главной целью научно-технической политики стало создание условий для повышения эффективности исследований и формирование сетей передачи знаний с участием науки и бизнеса. Широкое распространение получила концепция «национальной инновационной системы», охватывающая процессы производства, передачи и практического использования знаний. Несмотря на неуклонное наращивание затрат на науку, которые достигли в ряде стран уровня 2-3% ВВП, даже самые богатые государства не могут себе позволить вести исследования на современном уровне по всему фронту. В связи с этим возникла необходимость выбора приоритетных направлений, на которых должны быть сконцентрированы основные усилия правительства и в которые должны в первую очередь инвестироваться соответствующие бюджетные средства. Поэтому важнейшей задачей научной политики стала разработка инструментов определения научно-технологических приоритетов, а также механизмов их реализации. В развитых странах одним из наиболее распространенных методов решения этой задачи стали перечни критических технологий.} }