TY - JOUR TI - Инновационный потенциал сектора интеллектуальных услуг в России T2 - Форсайт IS - Форсайт KW - инновационная активность KW - сервисные инновации KW - интеллектуальные деловые услуги KW - стандартные услуги KW - сервисная индустриализация KW - кастомизация KW - сопроизводство услуг AB - Дорошенко Марина Евгеньевна— Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», заведующая отделом аналитических исследований, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. E-mail: mdoroshenko@hse.ru Адрес:  101000, Москва, Мясницкая ул., 20.Интеллектуальные услуги, характеризующиеся высокой инновационной активностью, являются ключевым звеном экономики знаний. Эта сфера становится объектом многочисленных исследований, направленных в основном на анализ ее качественных характеристик.Опираясь на данные, полученные в ходе мониторинга сектора интеллектуальных услуг, осуществляемого ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с 2006 г., автор рассматривает инновационный потенциал этого сектора и перспективы его дальнейшего развития.Исследование показало, что в развитии сферы интеллектуальных услуг доминируют два вектора, направленные, соответственно, на стандартизацию и кастомизацию услуг. Последняя развивается наиболее динамично. В этом плане оригинальность является основным конкурентным преимуществом поставщика услуг. Данная тенденция, по мере расширения инновационно-диверсифицированного производства, будет только усиливаться. Примечательно, что глобальный финансово-экономический кризис послужил серьезным стимулом для сервисных компаний к внедрению инновационных решений.Характерной чертой сектора интеллектуальных услуг является его способность к формированию инновационно-ориентированного потребителя в процессе пользования «умными» услугами. Исходя из растущего спроса на продуктовые, организационные, управленческие и маркетинговые инновации, нацеленные на «штучную» работу с индивидуальным заказчиком, курс на кастомизацию будет принят и другими секторами. Таким образом, вносится весомый вклад в распространение экономики знаний.Подобный контекст требует от производителей нового мышления. В этом смысле интеллектуальные услуги — эффективный инструмент стимулирования инновационного поведения. С усилением инновационной ориентированности заказчика расширяется ассортимент услуг и спрос на них, что, в свою очередь, мотивирует производителей к созданию более продвинутых услуг. Данный процесс имеет самоподдерживающийся характер. AU - М. Дорошенко UR - https://foresight-journal.hse.ru/2011-5-4/44564843.html PY - 2011 SP - 50-65 VL - 5