@ARTICLE{26543116_56091834_2012, author = {Д. С. Иванов and М. Г. Кузык and Ю. Симачев}, keywords = {, инновационная политика, инновационная деятельность, исследования и разработки, инновационные продукция, промышленные инновации, механизмы стимулированиямеры политики}, title = {Стимулирование инновационной деятельности российских производственных компаний: новые возможности и ограничения}, journal = {Форсайт}, year = {2012}, volume = {6}, number = {2}, pages = {18-41}, url = {https://foresight-journal.hse.ru/2012-6-2/56091834.html}, publisher = {}, abstract = {Иванов Денис Сергеевич — научный сотрудник, Межведомственный аналитический центр (МАЦ). E-mail: ivanov@iacenter.ruКузык Михаил Георгиевич — руководитель направления, МАЦ. E-mail: kuzyk@iacenter.ruСимачев Юрий Вячеславович — заместитель генерального директора, МАЦ. E-mail: simachev@iacenter.ruАдрес: 121069, а/я 35, г. Москва, ул. Поварская, 31/29, стр. 2.Российская инновационная политика в последние годы заметно активизировалась — повышается восприимчивость лиц, принимающих решения, к инновациям, обсуждаются пути их поддержки, развивается инструментальное, институциональное и ресурсное обеспечение. Тем не менее, пока не найдено эффективных рычагов влияния на бизнес, в котором новаторская активность проявляется локально, что не создает предпосылки для изменения общей макроэкономической ситуации. Опираясь на результаты анкетного опроса руководителей 602 российских промышленных предприятий, проведенного осенью 2011 г.,авторыанализируют влияние стимулирующих механизмов на инновационную деятельность бизнеса, оценивают его «запрос» на содержание государственной политики. Выявлен ряд сдерживающих факторов, препятствующих развитию инноваций в российских компаниях, прежде всего — нестабильный деловой климат и внутренняя бюрократизация бизнес-процессов. Для повышения мотивированности значительным потенциалом обладают усиление конкуренции, совершенствование системы госзакупок, ужесточение технических стандартов.Позитивную роль господдержки отметили руководители более половины предприятий-новаторов. Она в большей степени ориентирована на успешных игроков, нежели на аутсайдеров. Максимальным «охватом» характеризуются налоговые льготы. Применяемые инструменты способствуют преимущественно расширению инновационной деятельности, а не ее «старту». Их результативность в значительной степени ограничивается качеством администрирования.Среди важнейших задач — обеспечение стабильности регулирования, создание инвестиционно привлекательной среды, что позволит расширить круг предприятий-новаторов. Эти меры целесообразно сочетать с поддержкой инновационных проектов, ориентированных на демонстрационные эффекты, и относительно молодых фирм, нуждающихся в распределении рисков.Логичен выбор большинства компаний в пользу политики импортозамещения, так как они еще не обладают достаточным потенциалом для экспорта высокотехнологичной продукции. Подобные механизмы не должны ограничивать конкуренцию с зарубежными игроками: в противном случае резко снижается мотивация отечественных производителей к инновациям и ухудшаются условия для технологических заимствований и адаптаций.}, annote = {Иванов Денис Сергеевич — научный сотрудник, Межведомственный аналитический центр (МАЦ). E-mail: ivanov@iacenter.ruКузык Михаил Георгиевич — руководитель направления, МАЦ. E-mail: kuzyk@iacenter.ruСимачев Юрий Вячеславович — заместитель генерального директора, МАЦ. E-mail: simachev@iacenter.ruАдрес: 121069, а/я 35, г. Москва, ул. Поварская, 31/29, стр. 2.Российская инновационная политика в последние годы заметно активизировалась — повышается восприимчивость лиц, принимающих решения, к инновациям, обсуждаются пути их поддержки, развивается инструментальное, институциональное и ресурсное обеспечение. Тем не менее, пока не найдено эффективных рычагов влияния на бизнес, в котором новаторская активность проявляется локально, что не создает предпосылки для изменения общей макроэкономической ситуации. Опираясь на результаты анкетного опроса руководителей 602 российских промышленных предприятий, проведенного осенью 2011 г.,авторыанализируют влияние стимулирующих механизмов на инновационную деятельность бизнеса, оценивают его «запрос» на содержание государственной политики. Выявлен ряд сдерживающих факторов, препятствующих развитию инноваций в российских компаниях, прежде всего — нестабильный деловой климат и внутренняя бюрократизация бизнес-процессов. Для повышения мотивированности значительным потенциалом обладают усиление конкуренции, совершенствование системы госзакупок, ужесточение технических стандартов.Позитивную роль господдержки отметили руководители более половины предприятий-новаторов. Она в большей степени ориентирована на успешных игроков, нежели на аутсайдеров. Максимальным «охватом» характеризуются налоговые льготы. Применяемые инструменты способствуют преимущественно расширению инновационной деятельности, а не ее «старту». Их результативность в значительной степени ограничивается качеством администрирования.Среди важнейших задач — обеспечение стабильности регулирования, создание инвестиционно привлекательной среды, что позволит расширить круг предприятий-новаторов. Эти меры целесообразно сочетать с поддержкой инновационных проектов, ориентированных на демонстрационные эффекты, и относительно молодых фирм, нуждающихся в распределении рисков.Логичен выбор большинства компаний в пользу политики импортозамещения, так как они еще не обладают достаточным потенциалом для экспорта высокотехнологичной продукции. Подобные механизмы не должны ограничивать конкуренцию с зарубежными игроками: в противном случае резко снижается мотивация отечественных производителей к инновациям и ухудшаются условия для технологических заимствований и адаптаций.} }