@ARTICLE{26543116_70046426_2012, author = {Н. А. Шматко}, keywords = {, профессиональное образование, инновационная экономика, инженерные кадры, компетенциинавыки}, title = {Компетенции инженерных кадров: опыт сравнительного исследования в России и странах ЕС}, journal = {Форсайт}, year = {2012}, volume = {6}, number = {4}, pages = {32-47}, url = {https://foresight-journal.hse.ru/2012-6-4/70046426.html}, publisher = {}, abstract = {Шматко Наталья Анатольевна — заведующая отделом исследований человеческого капитала, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. E-mail: nshmatko@hse.ru.Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.  Полное и объективное представление о знаниях, навыках и умениях, необходимых инженеру на современном рынке труда, — одно из ключевых условий достижения целей модернизации. Для этого важно систематически исследовать состав востребованных и перспективных компетенций, совершенствовать механизмы оценки их развития у работников.Основываясь на материалах эмпирического исследования, в статье предпринята попытка оценить потенциал российских инженеров с точки зрения набора знаний, умений, навыков, способностей, которые они могут мобилизовать для решения профессиональных проблем. Сформированы компетентностные профили различных категорий инженерных кадров. Проводится сравнение наличных и требуемых на рабочих местах компетенций российских инженеров и специалистов из стран Европейского Cоюза по пяти категориям: использование профессиональных знаний, личная эффективность, умение работать в коллективе, менеджерские и коммуникативные навыки.Результаты анализа продемонстрировали существенные различия между рассматриваемыми сторонами. В целом, уровень владения общими и специальными компетенциями у российских инженеров, в отличие от европейцев, ниже требуемого. Подобная тенденция наблюдается в отношении навыков организации и координации коллективной работы, эффективного использования времени, умения критически оценивать собственные и чужие идеи, применять информационные технологии в профессиональных целях.Наличие лишь технических компетенций и узкоспециализированных навыков в данном сегменте рынка недостаточно: работодатели ждут от инженеров инициативности и активного продвижения производимой ими продукции. В условиях разных «перекосов» в подготовке инженерных кадров не только в России, но и других странах, когда структура предложения компетенций на рынке труда не соответствует спросу на них, владение социальными навыками приобретает особую ценность.}, annote = {Шматко Наталья Анатольевна — заведующая отделом исследований человеческого капитала, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. E-mail: nshmatko@hse.ru.Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.  Полное и объективное представление о знаниях, навыках и умениях, необходимых инженеру на современном рынке труда, — одно из ключевых условий достижения целей модернизации. Для этого важно систематически исследовать состав востребованных и перспективных компетенций, совершенствовать механизмы оценки их развития у работников.Основываясь на материалах эмпирического исследования, в статье предпринята попытка оценить потенциал российских инженеров с точки зрения набора знаний, умений, навыков, способностей, которые они могут мобилизовать для решения профессиональных проблем. Сформированы компетентностные профили различных категорий инженерных кадров. Проводится сравнение наличных и требуемых на рабочих местах компетенций российских инженеров и специалистов из стран Европейского Cоюза по пяти категориям: использование профессиональных знаний, личная эффективность, умение работать в коллективе, менеджерские и коммуникативные навыки.Результаты анализа продемонстрировали существенные различия между рассматриваемыми сторонами. В целом, уровень владения общими и специальными компетенциями у российских инженеров, в отличие от европейцев, ниже требуемого. Подобная тенденция наблюдается в отношении навыков организации и координации коллективной работы, эффективного использования времени, умения критически оценивать собственные и чужие идеи, применять информационные технологии в профессиональных целях.Наличие лишь технических компетенций и узкоспециализированных навыков в данном сегменте рынка недостаточно: работодатели ждут от инженеров инициативности и активного продвижения производимой ими продукции. В условиях разных «перекосов» в подготовке инженерных кадров не только в России, но и других странах, когда структура предложения компетенций на рынке труда не соответствует спросу на них, владение социальными навыками приобретает особую ценность.} }