![]() |
Журнал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» |
![]() ![]() |
О журнале
Новости Архив Сквозное оглавление Редколлегия Подписаться на журнал Условия публикации Правила оформления статей Рецензирование статей Публикационная этика Контакты Новые статьи ISSN 1995-459X print E-ISSN 2312-9972 online ISSN 2500-2597 online English Главный редактор: Гохберг Леонид Маркович ![]() |
Шматко Н. А.1Компетенции инженерных кадров: опыт сравнительного исследования в России и странах ЕС
2012.
Т. 6.
№ 4.
С. 32–47
[содержание номера]
Шматко Наталья Анатольевна — заведующая отделом исследований человеческого капитала, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. E-mail: nshmatko@hse.ru. Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. Полное и объективное представление о знаниях, навыках и умениях, необходимых инженеру на современном рынке труда, — одно из ключевых условий достижения целей модернизации. Для этого важно систематически исследовать состав востребованных и перспективных компетенций, совершенствовать механизмы оценки их развития у работников.Основываясь на материалах эмпирического исследования, в статье предпринята попытка оценить потенциал российских инженеров с точки зрения набора знаний, умений, навыков, способностей, которые они могут мобилизовать для решения профессиональных проблем. Сформированы компетентностные профили различных категорий инженерных кадров. Проводится сравнение наличных и требуемых на рабочих местах компетенций российских инженеров и специалистов из стран Европейского Cоюза по пяти категориям: использование профессиональных знаний, личная эффективность, умение работать в коллективе, менеджерские и коммуникативные навыки. Результаты анализа продемонстрировали существенные различия между рассматриваемыми сторонами. В целом, уровень владения общими и специальными компетенциями у российских инженеров, в отличие от европейцев, ниже требуемого. Подобная тенденция наблюдается в отношении навыков организации и координации коллективной работы, эффективного использования времени, умения критически оценивать собственные и чужие идеи, применять информационные технологии в профессиональных целях. Наличие лишь технических компетенций и узкоспециализированных навыков в данном сегменте рынка недостаточно: работодатели ждут от инженеров инициативности и активного продвижения производимой ими продукции. В условиях разных «перекосов» в подготовке инженерных кадров не только в России, но и других странах, когда структура предложения компетенций на рынке труда не соответствует спросу на них, владение социальными навыками приобретает особую ценность.
Библиографическое описание:
Shmatko N. (2012) Kompetentsii inzhenernykh kadrov: opyt sravnitel'nogo issledovaniya v Rossii i stranakh ES [Competences of Engineers. Evidence from a Comparative Study for Russia and EU countries]. Foresight-Russia, vol. 6, no 4, pp. 32-47 (in Russian)
Ключевые слова:
профессиональное образование;
инновационная экономика;
инженерные кадры;
компетенции;
навыки
|