@ARTICLE{26543116_95456100_2013, author = {Е. В. Сивак and М. М. Юдкевич}, keywords = {, высшее образование, академическая профессия, академические контракты, университетское управление, исследовательские университетыпреподавание и исследования}, title = {Академическая профессия в сравнительной перспективе: 1992–2012}, journal = {Форсайт}, year = {2013}, volume = {7}, number = {3}, pages = {38-47}, url = {https://foresight-journal.hse.ru/2013-7-3/95456100.html}, publisher = {}, abstract = {Сивак Елизавета Викторовна — младший научный сотрудник. E-mail: elizaveta.sivak@gmail.comЮдкевич Мария Марковна — директор. E-mail: yudkevich@hse.ru Институт институциональных исследований (ИНИИ) НИУ ВШЭ. Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.За последние два десятилетия сфера высшего образования в России претерпела радикальные институциональные перемены, затронувшие, в частности, академическую профессию. В статье обсуждается динамика ряда ключевых показателей, характеризующая эти процессы. На основании данных двух сопоставительных международных исследований академической профессии, проведенных в 1992 и 2012 гг. соответственно, изучаются изменения индикаторов, связанных с предпочтениями и представлениями российских университетских преподавателей: приоритеты в области преподавания и исследовательской деятельности; роль различных факторов в принятии решений в пользу ухода либо продолжения работы в вузе; взгляды на то, кто оценивает преподавательскую и исследовательскую работу; мнения преподавателей по поводу карьерных перспектив в их дисциплинарной области и др.Особое внимание уделено восприятию преподавателями своей роли в принятии решений в университете, низкая динамика характеристик которого свидетельствует об относительной стабильности моделей управления, сложившихся в современных российских вузах. Вместе с тем она не дает оснований говорить о переходе последних в сторону модели академического самоуправления.Авторы приходят к выводу, что базовые установки преподавателей университетов во многом остались прежними, но изменилось восприятие самой миссии системы высшего образования. Если раньше стояла задача подготовить студентов к успешной профессиональной карьере, то теперь приоритетом видится усиление конкурентного потенциала страны на международном уровне. Однако вряд ли сегодня можно говорить о готовности вузов соответствовать новой миссии.}, annote = {Сивак Елизавета Викторовна — младший научный сотрудник. E-mail: elizaveta.sivak@gmail.comЮдкевич Мария Марковна — директор. E-mail: yudkevich@hse.ru Институт институциональных исследований (ИНИИ) НИУ ВШЭ. Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.За последние два десятилетия сфера высшего образования в России претерпела радикальные институциональные перемены, затронувшие, в частности, академическую профессию. В статье обсуждается динамика ряда ключевых показателей, характеризующая эти процессы. На основании данных двух сопоставительных международных исследований академической профессии, проведенных в 1992 и 2012 гг. соответственно, изучаются изменения индикаторов, связанных с предпочтениями и представлениями российских университетских преподавателей: приоритеты в области преподавания и исследовательской деятельности; роль различных факторов в принятии решений в пользу ухода либо продолжения работы в вузе; взгляды на то, кто оценивает преподавательскую и исследовательскую работу; мнения преподавателей по поводу карьерных перспектив в их дисциплинарной области и др.Особое внимание уделено восприятию преподавателями своей роли в принятии решений в университете, низкая динамика характеристик которого свидетельствует об относительной стабильности моделей управления, сложившихся в современных российских вузах. Вместе с тем она не дает оснований говорить о переходе последних в сторону модели академического самоуправления.Авторы приходят к выводу, что базовые установки преподавателей университетов во многом остались прежними, но изменилось восприятие самой миссии системы высшего образования. Если раньше стояла задача подготовить студентов к успешной профессиональной карьере, то теперь приоритетом видится усиление конкурентного потенциала страны на международном уровне. Однако вряд ли сегодня можно говорить о готовности вузов соответствовать новой миссии.} }