@ARTICLE{26543116_127394600_2014, author = {Ю. Дехтярук and И. Карышев and М. Кораблева and Н. Великанова and А. Еделькина and О. Карасев and М. Клубова and А. Богомолова and Н. Дышкант}, keywords = {, сценарии, инновационные технологии, судостроение, перспективные рынки, технологическое прогнозирование, глобальные вызовыФорсайт-исследование}, title = {Форсайт гражданского судостроения – 2030}, journal = {Форсайт}, year = {2014}, volume = {8}, number = {2}, pages = {30-45}, url = {https://foresight-journal.hse.ru/2014-8-2/127394600.html}, publisher = {}, abstract = {Мультипликативный вклад судостроительного сектора в социально-экономическое и научно-технологическое развитие крупных морских держав, вызывает устойчивый интерес у предпринимателей, ученых и представителей органов государственного управления. Между тем многообразие форм межотраслевого взаимодействия и специфика построения высокотехнологичных судов требуют значительных затрат, что становится существенным вызовом в условиях нарастающей неопределенности будущего спроса на инновационную продукцию.Какой облик примет мировое судостроение в ближайшие 10-15 лет? Какие рыночные ниши открывают «окна возможностей» для отечественной судостроительной индустрии? На эти и другие вопросы предложили свои ответы эксперты научных и промышленных организаций в ходе реализации Форсайта специалистами ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и ФГУП «Крыловский государственный научный центр».Деятельность отрасли отличается высокой степенью зависимости от экологических, энергетических, демографических, продовольственных, транспортных и технологических факторов глобального масштаба. Поэтому перспективы научно-технологического развития отечественного гражданского судостроения и судоремонта рассматривались в контексте глобальных, национальных и отраслевых вызовов, трендов, драйверов и ограничений.«Образ будущего» мирового судостроения, сформированный в ходе исследования на основе анализа мнений экспертного сообщества и стратегических, программных и прогнозных документов, носит многовариантный характер и охватывает более 400 технологий и продуктов из 11 тематических областей: экология и защита окружающей среды, двигатели и механизмы, конструкции судов, новые материалы и технологии их обработки, информационные технологии и автоматизированные системы, навигация, телекоммуникации и связь, энергетика и энергосбережение, безопасность и защита, управление и контроль, технологии жизненного цикла судов, технологии производства. Изучение межотраслевых взаимодействий позволило выявить синергические эффекты, вызванные применением в судостроении технологических инноваций из других отраслей экономики.Предложены четыре сценария развития судостроительной отрасли на период до 2030 г. с учетом ключевых факторов неопределенности и стратегических развилок. Исходя из этого, обоснован выбор «сквозных» перспективных областей, обладающих потенциалом для реализации полного инновационного цикла — от научных исследований до коммерциализации конечного продукта.Проведенное исследование позволило с высокой вероятностью предположить, что конкурентные преимущества российского судостроения на мировом рынке в будущем могут быть обеспечены при условии активной государственной политики, нацеленной на поддержку производства высокотехнологичных судов и морской техники освоения шельфовых месторождений.}, annote = {Мультипликативный вклад судостроительного сектора в социально-экономическое и научно-технологическое развитие крупных морских держав, вызывает устойчивый интерес у предпринимателей, ученых и представителей органов государственного управления. Между тем многообразие форм межотраслевого взаимодействия и специфика построения высокотехнологичных судов требуют значительных затрат, что становится существенным вызовом в условиях нарастающей неопределенности будущего спроса на инновационную продукцию.Какой облик примет мировое судостроение в ближайшие 10-15 лет? Какие рыночные ниши открывают «окна возможностей» для отечественной судостроительной индустрии? На эти и другие вопросы предложили свои ответы эксперты научных и промышленных организаций в ходе реализации Форсайта специалистами ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и ФГУП «Крыловский государственный научный центр».Деятельность отрасли отличается высокой степенью зависимости от экологических, энергетических, демографических, продовольственных, транспортных и технологических факторов глобального масштаба. Поэтому перспективы научно-технологического развития отечественного гражданского судостроения и судоремонта рассматривались в контексте глобальных, национальных и отраслевых вызовов, трендов, драйверов и ограничений.«Образ будущего» мирового судостроения, сформированный в ходе исследования на основе анализа мнений экспертного сообщества и стратегических, программных и прогнозных документов, носит многовариантный характер и охватывает более 400 технологий и продуктов из 11 тематических областей: экология и защита окружающей среды, двигатели и механизмы, конструкции судов, новые материалы и технологии их обработки, информационные технологии и автоматизированные системы, навигация, телекоммуникации и связь, энергетика и энергосбережение, безопасность и защита, управление и контроль, технологии жизненного цикла судов, технологии производства. Изучение межотраслевых взаимодействий позволило выявить синергические эффекты, вызванные применением в судостроении технологических инноваций из других отраслей экономики.Предложены четыре сценария развития судостроительной отрасли на период до 2030 г. с учетом ключевых факторов неопределенности и стратегических развилок. Исходя из этого, обоснован выбор «сквозных» перспективных областей, обладающих потенциалом для реализации полного инновационного цикла — от научных исследований до коммерциализации конечного продукта.Проведенное исследование позволило с высокой вероятностью предположить, что конкурентные преимущества российского судостроения на мировом рынке в будущем могут быть обеспечены при условии активной государственной политики, нацеленной на поддержку производства высокотехнологичных судов и морской техники освоения шельфовых месторождений.} }