TY - JOUR TI -

Интеллектуальные деловые услуги: российский опыт

T2 - Форсайт IS - Форсайт KW - сервисные инновации KW - сопроизводство услуг KW - интеллектуальные услуги KW - сервисная экономика KW - производство кастомизированных услуг KW - услуги как драйверы инноваций AB - Интеллектуальные деловые услуги относят к числу важнейших секторов «экономики знаний», играющих заметную роль в развитых странах. Оказывающие эти услуги компании не только сами ведут активную инновационную деятельность, но выступают проводниками знаний для своих потребителей. В статье анализируется состояние рынка интеллектуальных деловых услуг в России и рассматриваются ключевые аспекты инновационной деятельности его акторов. Эмпирическим материалом для статьи послужили обследования этого рынка в России — как работающих на нем компаний, так и их заказчиков. Интеллектуальные услуги часто персонализированы и не поддаются стандартизации. Они разрабатываются для решения конкретных задач конкретных потребителей, что с неизбежностью предполагает вовлечение последних в процессе создания этих услуг. Совместная разработка услуги исполнителем и пользователем открывает путь для трансфера знаний и взаимного обучения. Авторы статьи показывают, что потребление интеллектуальных деловых услуг способствует повышению инновационной активности заказчиков, что подтверждает значимость этого сектора для инновационной системы в целом.Данные опросов подтверждают, что потребление интеллектуальных услуг может влиять на склонность потребителей к инновациям, а эффект от последних, как правило, оказывается положительным и сильным. Склонность к инновациям в свою очередь стимулирует дальнейшее потребление интеллектуальных услуг, то есть запускает самоподдерживающийся механизм роста инновационной активности. Концептуально подобные следствия связаны с передачей знаний в ходе сопроизводства: потребители получают как специализированные, так и общие знания, совершенствуя свои компетенции и наращивая инновационный потенциал. Это позволяет заказчикам лучше понимать собственные потребности и побуждает их потреблять более кастомизированные интеллектуальные услуги в будущем, а производящим интеллектуальные услуги компаниям — стать действенными элементами инновационных систем. Органам власти следовало бы рассмотреть возможности стимулирования инновационного развития посредством поддержки рассматриваемого сектора. AU - М. Дорошенко AU - Й. Майлс AU - Д. Виноградов UR - https://foresight-journal.hse.ru/2014-8-4/140153604.html PY - 2014 SP - 24-38 VL - 8