ISSN 1995-459X print E-ISSN 2312-9972 online ISSN 2500-2597 online English
Главный редактор: Гохберг Леонид Маркович
.jpg)
|
2015. т. 9. №1
|
Стратегии
|
6–19
|
При подготовке стратегических документов, описывающих приоритеты развития науки и технологий, часто недооценивается роль социального контекста научно-технологических разработок. В статье рассматриваются возможности социальных наук для более глубокого контекстного анализа при формулировании приоритетов и, как следствие, повышения эффективности внедрения перспективных технологий. Методологической основой анализа послужила концепция социального конструирования технологий (SCOT). В качестве наглядного примера стратегического документа, определяющего приоритеты разработок в сфере науки и технологий, выбран перечень критических технологий Российской Федерации. Авторами выделены разработки с наиболее высоким потенциалом «социальной укорененности», реализовать которые в полной мере позволит лишь понимание сопряженных с ними социальных отношений. Они делятся на четыре группы («кластера»): биомедицина и здоровье; энергетика; экология; транспорт.Для каждого «кластера» обозначены социальные группы, которые окажутся затронутыми соответствующими технологиями, возможные противоречия в их интересах и форматы взаимодействия. Показаны направления социологических исследований, позволяющие глубже понять актуальный контекст, в рамках которого будут создаваться и внедряться новые технологии, чтобы оптимизировать усилия по их распространению. Авторы приходят к выводу, что многие перспективные технологии, имеющие материальную форму, окажутся более эффективными, если их внедрение и, возможно, элементы разработки будут сопровождаться (а в ряде случаев — и предваряться) результатами соответствующих исследований в области гуманитарных и социальных наук. В этом смысле предлагается ввести в оборот понятие «социальной укорененности технологий» и учитывать его как значимый фактор, служащий залогом успешности внедрения, а порой — и самой конфигурации технологии. |
|
20–31
|
Статья продолжает тему развития перспективных производственных технологий, поднятую авторами в «Форсайте» № 2 за 2014 г. Во второй части исследования анализируется состояние перспективных производственных технологий в России с точки зрения науки и готовности использовать ее достижения в промышленности. В оценке уровня развития науки и технологий были использованы наукометрические методы, патентный анализ и экспертные мнения о состоянии рынков, связанных с перспективными производственными технологиями. Авторы констатируют низкую конкурентоспособность научных заделов и отечественных компаний в рассматриваемой сфере, однако отмечают локальные достижения в отдельных ее сегментах перспективных производственных технологий. Для этих компаний характерны такие специфические проблемы, как неоптимальная организация производственных цепочек в обрабатывающей промышленности; низкий спрос на новые технологии со стороны компаний-потребителей, обусловленный неготовностью последних к долгосрочной кооперации с разработчиками технологических решений; трудности при создании ключевых или «платформенных» технологий на базе отдельных производителей. Общий вывод состоит в том, что Россия обладает несомненным потенциалом для развития перспективных производственных технологий, реализовать который позволят скоординированная деятельность стейкхолдеров, разработка и рациональное применение новых мер государственного регулирования. Наиболее релевантными этой задаче признаны инструменты стимулирования кооперации разработчиков и потребителей технологий. В заключении приведены рекомендации по основным мерам политики, которые, по мнению авторов, способны привести к положительным изменениям в рассматриваемой сфере, включая создание проектных консорциумов, объединяющих промышленные предприятия, и центров перспективных исследований, реализующих доконкурентные исследования и разработки в направлениях, важных для развития перспективных производственных технологий. Эффективными признаны также усилия по развитию производственных цепочек на базе малых и средних инновационных предприятий за счет совершенствования действующих объектов технологической инфраструктуры. |
Инновации и экономика
|
32–55
|
В ведущих странах мира территориальные кластеры признаны эффективным инструментом взаимодействия между участниками региональной инновационной системы, позволяющим сформировать новые полюса экономического роста. Накоплен значительный положительный опыт их государственной поддержки. В России этот процесс пока находится на начальном этапе. В рамках Стратегии инновационного развития до 2020 г. реализуется программа поддержки пилотных инновационных территориальных кластеров, стоит задача со временем добиться их устойчивого развития. Становление кластера и перспективы его эволюции зависят от многочисленных базовых условий — развитой городской среды, критической массы профильных компаний, внутренней конкуренции, открытости для внешних коммуникаций. При этом сохраняется риск, что без государственной поддержки кластер не сможет перейти к нужной траектории. В статье представлен детальный обзор исследований, посвященных лучшим практикам реализации государственной кластерной политики. Проанализированы характерные признаки успешного кластера, соответствие пилотных инновационных территориальных образований в России этим критериям, проведены количественные сопоставления между российскими и зарубежными кластерами, предложена модель устойчивого развития кластера. Эмпирическую базу исследования составили программы развития пилотных инновационных территориальных кластеров, представленные в Минэкономразвития России в рамках конкурса 2012 г., а также результаты анкетирования, проведенного по заказу ОАО «Российская венчурная компания» в конце 2013 г. |
|
56–67
|
Поиск оптимального механизма поддержки инновационных стартапов обусловлен существенными технологическими и инвестиционными рисками на этапе структурирования бизнеса и формирования его модели. Бесперебойность инновационного процесса зависит от эффективности инструментов его реализации и инновационной инфраструктуры. Зарубежный опыт доказал действенность акселерационного механизма поддержки инновационных проектов при активной вовлеченности всех его участников. Такой подход воплощен в региональных бизнес-катализаторах, объединяющих организационные, управленческие, научно-исследовательские и производственно-технологические компетенции различных субъектов инновационной деятельности, что позволяет снизить «предпосевные» затраты и повысить качество проектов на наиболее рисковых стадиях инновационного процесса. В статье раскрывается значение и место региональных бизнес-катализаторов в системе инновационной инфраструктуры. В частности, отмечается их роль в преодолении начинающими игроками так называемой «долины смерти», инвестиционной подготовке инновационных компаний за счет синхронизации и координации компетенций на базе единых стандартов и прозрачной процедуры отбора. Деятельность бизнес-катализаторов в итоге способствует общей активизации инновационной деятельности в регионе. Примеры функционирования региональных бизнес-катализаторов в России свидетельствуют о том, что залогом их эффективности служат развитые региональный научно-образовательный потенциал и инновационная инфраструктура, а также участие органов власти. Исследование результатов деятельности первого отечественного бизнес-катализатора, организованного в Ростовской области в 2012 г., подтверждает эффективность этого инструмента с точки зрения развития горизонтальных связей между представителями регионального бизнес-сообщества и институтами поддержки инновационной деятельности на локальном и федеральном уровнях. Статья описывает недостатки и объективные затруднения в функционировании региональных бизнес-катализаторов, обусловленные спецификой производственно-технологической экспертизы проектов и сложностью в налаживании взаимодействия с ключевыми институтами инновационной инфраструктуры. Перспективы бизнес-катализаторов видятся в закреплении их отраслевой специализации, развитии сетевого взаимодействия, обеспечении открытости этого механизма и расширении партнерских отношений между региональными промышленным, научным сообществами и государственными институтами поддержки инновационного предпринимательства. |
Мастер-класс
|
68–81
|
Разработке отраслевых программ, особенно в технологических областях, сопутствует высокий уровень неопределенности. Подобные инициативы направлены на создание продуктов, реализация которых начнется лишь через несколько лет, поэтому существует вероятность, что к моменту запуска в массовое производство спрос на них исчезнет ввиду появления более совершенных технологий. В статье описывается комплексный инструментарий, синтезирующий комплементарные функции Форсайта, конкурентной разведки и бизнес-аналитики. Форсайт и конкурентная разведка нацелены в первую очередь на анализ внешней среды, и поэтому среди прочего дают возможность определить тенденции развития рынков и технологий, составить локальный профиль отрасли для идентификации наиболее подходящих политических инструментов. Текущие сигналы, которые идентифицируются с помощью методик конкурентной разведки, могут подтвердить выводы, сделанные в ходе долгосрочных Форсайт-исследований с использованием таких методов, как сценарии, дорожные карты и сканирование. Это позволяет глубже понять факторы риска и разрабатывать более качественную и эффективную отраслевую политику. Авторами предложен набор индикаторов для мониторинга реализации программ. Система мониторинга дает возможность оперативно вносить необходимые корректировки в программы. Как следствие, не только снижается уровень неопределенности и риска, но и повышается вероятность того, что новые инициативы будут востребованы целевой аудиторией и своевременно выявятся новые возможности развития отрасли. Рассматриваемый подход протестирован на модельном кейсе – разработке государственной программы развития производства инновационных нутрицевтических продуктов в Канаде. |
|
|