@ARTICLE{26543116_152000949_2015, author = {Н. Бондаренко}, keywords = {, человеческий капитал, руководители компаний, непрерывное образование, дополнительное обучение взрослых, высшее образование, образовательное неравенство, профессиональные навыкиинновационная деятельность компаний}, title = {Вклад компаний в накопление человеческого капитала: межстрановый анализ}, journal = {Форсайт}, year = {2015}, volume = {9}, number = {2}, pages = {22-37}, url = {https://foresight-journal.hse.ru/2015-9-2/152000949.html}, publisher = {}, abstract = {В статье исследуется характер накопления человеческого капитала на примере участия взрослого экономически активного населения в основных видах непрерывного образования. Запрос на развитие последнего в современной экономике предъявляют работодатели, заинтересованные в постоянном усилении компетенций и повышении квалификации работников. Драйвером этого процесса выступают компании, вовлеченные в инновационную деятельность. По формальным показателям Россия занимает достаточно высокие позиции в мире по уровню профессиональной подготовки работников, которые, однако, менее активно обновляют свои знания и навыки посредством непрерывного образования в сравнении со своими европейскими коллегами. Социологические замеры в нашей стране фиксируют значительный разрыв в показателях участия в непрерывном образовании между руководящими и рядовыми работниками, а также демонстрируют провалы в механизме трансляции новых знаний и компетенций внутри российских компаний. Подобные диспропорции, в свою очередь, служат ограничением для инновационной деятельности. В статье рассматриваются некоторые компенсаторные механизмы корпоративного и государственного уровней управления, нацеленные на выравнивание описанного дисбаланса в образовательной сфере. Максимальной отдачи от инвестиций в обучение можно достигнуть лишь при синхронизации «продвинутых» знаний, полученных наиболее активно участвующими в непрерывном образовании руководящими работниками с процессом обучения внутри компаний. Ключевым звеном, своего рода пропонентами перемен в такой системе становятся руководители среднего звена, выступающие в роли наставников (mentors) для работников.Статья основана на сопоставлении результатов социологических обследований, проведенных за рубежом, с данными опроса руководителей отечественных компаний из шести секторов экономики, полученными в рамках мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ совместно с Левада-центром при поддержке Минобрнауки России. В статье оценивается вовлеченность руководителей и рядового персонала российских компаний в непрерывное образование, а также роль отечественных работодателей в его организации в сравнении с практиками стран Евросоюза и ОЭСР.}, annote = {В статье исследуется характер накопления человеческого капитала на примере участия взрослого экономически активного населения в основных видах непрерывного образования. Запрос на развитие последнего в современной экономике предъявляют работодатели, заинтересованные в постоянном усилении компетенций и повышении квалификации работников. Драйвером этого процесса выступают компании, вовлеченные в инновационную деятельность. По формальным показателям Россия занимает достаточно высокие позиции в мире по уровню профессиональной подготовки работников, которые, однако, менее активно обновляют свои знания и навыки посредством непрерывного образования в сравнении со своими европейскими коллегами. Социологические замеры в нашей стране фиксируют значительный разрыв в показателях участия в непрерывном образовании между руководящими и рядовыми работниками, а также демонстрируют провалы в механизме трансляции новых знаний и компетенций внутри российских компаний. Подобные диспропорции, в свою очередь, служат ограничением для инновационной деятельности. В статье рассматриваются некоторые компенсаторные механизмы корпоративного и государственного уровней управления, нацеленные на выравнивание описанного дисбаланса в образовательной сфере. Максимальной отдачи от инвестиций в обучение можно достигнуть лишь при синхронизации «продвинутых» знаний, полученных наиболее активно участвующими в непрерывном образовании руководящими работниками с процессом обучения внутри компаний. Ключевым звеном, своего рода пропонентами перемен в такой системе становятся руководители среднего звена, выступающие в роли наставников (mentors) для работников.Статья основана на сопоставлении результатов социологических обследований, проведенных за рубежом, с данными опроса руководителей отечественных компаний из шести секторов экономики, полученными в рамках мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ совместно с Левада-центром при поддержке Минобрнауки России. В статье оценивается вовлеченность руководителей и рядового персонала российских компаний в непрерывное образование, а также роль отечественных работодателей в его организации в сравнении с практиками стран Евросоюза и ОЭСР.} }