TY - JOUR TI - Технологические инновации как фактор спроса на энергоносители в секторе автомобильного транспорта T2 - Форсайт IS - Форсайт KW - нефтепродукты KW - альтернативные топлива KW - автомобильный транспорт KW - прогнозирование спроса KW - технология KW - энергоэффективность AB - Проблема прогнозирования рынка моторных топлив в последние годы приобретает особую значимость в связи с развитием технологий и ужесточением межтоп­ливной конкуренции в транспортном секторе, что в будущем может радикально преобразовать нефтяной, газовый и электроэнергетический рынки. Возникает потребность в разработке усовершенствованных методик прогнозирования, позволяющих учитывать меняющиеся рыночные факторы, прежде всего новые технологии. В статье исследуется проблематика прогнозирования спроса на жидкие топлива в условиях неопределенности, связанной с будущим технологическим развитием автотранспорта. Технологии, воздействующие на этот спрос, классифицированы по характеру их влияния: разработки, направленные на повышение энергоэффективности традиционных автомобилей, а также драйверы межтопливной конкуренции с прямыми и непрямыми субститутами нефтепродуктов. Для решения проблемы ограниченности исходной информации в методику включены инструменты кластеризации для группирования стран по определенным признакам. Экономико-математический инструментарий с оптимизационными блоками обеспечивает комплексные расчеты, моделирующие рынок жидких топлив и оценивающие его взаимозависимость с рынками других энергоресурсов.Сформированная система прогнозирования может служить инструментарием для оценки будущего влияния технологических инноваций на развитие нефтяной отрасли при проведении Форсайт-исследований. AU - Т. А. Митрова AU - В. А. Кулагин AU - Д. А. Грушевенко AU - Е. В. Грушевенко UR - https://foresight-journal.hse.ru/2015-9-4/168516871.html PY - 2015 SP - 18-31 VL - 9