TY - JOUR TI - Четырехзвенная спираль инноваций и «умная специализация»: производство знаний и национальная конкурентоспособность T2 - Форсайт IS - Форсайт KW - стратегия «умной специализации» KW - цепочка «инновации–продуктивность–конкурентоспособность» KW - четырехзвенная спираль инноваций KW - знания третьего вида KW - 3C KW - SKARSE KW - RIS3 AB - Увеличение инвестиций в научные исследования, инновационную деятельность и предпринимательство — ядро стратегии «Европа-2020». Только так можно обеспечить экономический рост — «умный», устойчивый и инклюзивный. Ключевым элементом локально ориентированной инновационной политики становится «умная специализация». В статье проанализирована связь между созданием знаний, инновационной активностью и повышением региональной и национальной конкурентоспособности на основе «умной специализации». Представлены шесть важнейших шагов, которые необходимо сделать каждой стране или региону для разработки стратегии «умной специализации» на основе базовых принципов, описанных в «Исследовательских и инновационных стратегиях умной специализации Европейского cоюза» (EU Research and Innovation Strategies for Smart Specialization, RIS3). Эти шаги проиллюстрированы примерами передового опыта cкандинавских стран. Особое внимание уделено использованию концепции четырехзвенной спирали (quadruple helix) в контексте RIS3. Данная концепция расширяет популярную парадигму тройной спирали (triple helix), указывая на то, что наряду с наукой, промышленностью и государством ключевую роль в инновационном процессе играет общество, которое зачастую является конечным пользователем инноваций и поэтому существенно влияет на создание знаний и технологий — через спрос и реализацию пользовательской функции. Авторы заключают, что «четырехзвенная» модель вполне пригодна для разработки стратегий «умной специализации», несмотря на то что такой подход требует более значительных усилий. Реализация потенциала этой инициативы и демонстрация ее преимуществ предполагают соответствующий пересмотр мер политики. Кроме того, растет потребность в методиках количественной оценки эффекта «умной специализации». AU - Э. Караяннис AU - Э. Григорудис UR - https://foresight-journal.hse.ru/2016-10-1/178892561.html PY - 2016 SP - 31-42 VL - 10