TY - JOUR TI - Что препятствует участию университетов в создании технологий двойного назначения? T2 - Форсайт IS - Форсайт KW - сектор высшего образования KW - университетская наука KW - исследования и разработки специального и двойного назначения KW - оборонно-промышленный комплекс KW - государственный оборонный заказ KW - приоритеты научно-технологического развития AB - Современные университеты во многих странах играют ключевую роль в выполнении исследований и разработок (ИиР) по широкому спектру тематических направлений, нередко относящихся к сфере специального или двойного назначения. Однако при наличии большого числа теоретических и эмпирических исследований, посвященных различным аспектам научной деятельности университетов и их взаимодействия с бизнесом, проблематика выполнения вузами работ оборонной направленности слабо освещена в литературе.В статье на примере российской высшей школы рассмотрена специфика участия университетской науки в ИиР специального и двойного назначения. Показано, что отечественные вузы в настоящее время слабо вовлечены в оборонные ИиР. Опираясь на данные выборочного обследования 80 вузов, заинтересованных в подобных проектах, а также результаты анализа применения отдельных мер государственной поддержки науки и инноваций, авторы выявили, что организации высшей школы располагают значительным потенциалом выполнения ИиР по тематическим направлениям, востребованным оборонно-промышленным комплексом (ОПК). Тем не менее, его реализации препятствуют ряд факторов: традиционная ориентация компаний ОПК на собственные исследовательские подразделения и отраслевые НИИ и КБ, слабая информированность промышленности о современных возможностях и достижениях вузовской науки, недостаточная активность вузов в продвижении своих научных компетенций и создании имиджа передовых научно-образовательных центров. Предложены пути решения существующих проблем. AU - М. Г. Кузык AU - А. Ю. Гребенюк AU - Е. Какаева AU - Е. Манченко AU - В. Довгий UR - https://foresight-journal.hse.ru/2017-11-4/213345872.html PY - 2017 SP - 84-95 VL - 11