TY - JOUR TI -

Не только образование: роль исследовательских университетов в инновационных экосистемах

T2 - Форсайт IS - Форсайт KW - региональные инновационные системы KW - инновационные экосистемы KW - университеты AB - Университеты все чаще воспринимают как участников процесса регионального развития. В настоящее время признано, что вклад академических учреждений в формирование социально-экономической среды отнюдь не исчерпывается научными исследованиями и образовательной деятельностью, но включает также рыночные инициативы. Однако эти процессы проявляются в географически ограниченном ареале.Статья посвящена анализу влияния деятельности университетов на векторы производства (output vectors) локальных инновационных экосистем. На основе данных, собранных в штате Сан-Паулу (Бразилия) в период 2002-2014 гг., был проанализирован масштаб участия университетов в регистрации патентов и полезных моделей, разработке программного обеспечения и развитии наукоемкого предпринимательства. Эмпирических данных о функционировании инновационных экосис­тем в развивающихся станах крайне мало, к тому же университеты играют в них особенно важную роль ввиду недостаточной компетентности местных игроков.Полученные авторами выводы подтверждают гипотезу о том, что крупные академические организации составляют ядро инновационных систем, однако результаты их деятельности в целом остаются локальными и проявляются в первую очередь на городском уровне. Развитие человеческого капитала также способствует активизации инновационной деятельности, но эффект от него существенно ниже, чем от научно-исследовательской деятельности вузов. Это создает серьезные вызовы при разработке политики, направленной на формирование и стимулирование развития инновационных экосистем, особенно в периферийных регионах. Такие территории обычно лишены преимуществ, связанных с наличием крупных и успешных центров. Кроме того, формирование благоприятных локальных условий не является столь простой задачей, как это зачастую декларируется на официальном уровне. Некоторыми фундаментальными векторами трудно управлять в краткосрочной перспективе, тогда как ключевая роль принадлежит долгосрочным эволюционным факторам. Все это справедливо и для ведущих университетов. AU - П. Рюкер-Шеффер AU - Б. Фишер AU - С. Кьероз UR - https://foresight-journal.hse.ru/2018-12-2/220949791.html PY - 2018 SP - 50-61 VL - 12