TY - JOUR TI - Роль потребительской культуры в принятии инноваций в развивающихся странах T2 - Форсайт IS - Форсайт KW - UTAUT2 KW - мультикритериальное принятие решений KW - нечеткий иерархический анализ KW - мобильный платеж KW - принятие инноваций AB - Несмотря на широкое распространение и рост значимости систем мобильных платежей во всем мире, факторы их регулярного применения в развивающихся странах остаются недостаточно изученными. И хотя имеющиеся данные позволяют предполагать, что они существенно варьируют от страны к стране, их исследование остается крайне актуальной задачей. В статье анализируются различия между этими факторами на материале Иордании и Индии на базе единой теории принятия и использования технологий (Unified Theory of Acceptance and Use of Technology, UTAUT). В ходе исследования модель UTAUT была расширена до версии UTAUT2 за счет охвата дополнительных факторов: доверия, эффективности рекламы, культуры платежей, осведомленности, опыта пользования смартфонами и удовлетворенности. Детерминанты намерения регулярно осуществлять мобильные платежи ранжировались посредством нечеткого аналитического иерархического процесса (АИП) (Analytic Hierarchy Process, AHP). Результаты свидетельствуют, что и в Иордании, и в Индии ключевую роль в выборе механизма мобильных платежей играют выгодные цены и потребительская культура. Третьим по важности фактором в Иордании оказалась привычка, а в Индии — опыт пользования смартфоном. AU - Б. Энейзан AU - С. Сарасват AU - А. Нга AU - О. Энайзан AU - А. Альсакарне UR - https://foresight-journal.hse.ru/2023-17-3/858939643.html PY - 2023 SP - 32-43 VL - 17