Аннотация
В настоящее время многие эксперты указывают на тенденцию стагнации в странах, обладающих высокоразвитыми инновационными системами. В статье анализируется значение фундаментальных исследований для предотвращения такого негативного сценария. Раскрывается феномен так называемого «Европейского парадокса», заключающегося в том, что Европа, располагая более высоким научным потенциалом, чем США, намного уступает по эффективности внедрения инноваций.
На примере Австрии показано, что современной системе фундаментальных исследований во многих европейских странах присущ ряд недостатков, способных помешать ей стать драйвером прорывных инноваций. Среди проблем можно отметить противоречия в механизмах стимулирования карьерного роста в академической сфере и недостаточную концентрацию исследовательских компетенций в формате крупных академических организаций, финансируемых на постоянной основе. По сравнению с другими странами, Австрия недостаточно привлекательна для высококвалифицированных дипломированных специалистов и, соответственно, для компаний из динамичных высокотехнологичных секторов экономики.
В качестве рекомендаций по исправлению ситуации, в частности, предлагается оказывать сбалансированную поддержку как инициативам, движимым исключительно любопытством ученых, так и проектам, направленным на поиск ответов на «большие вызовы». Важно также создавать организации, располагающие достаточными административными возможностями и внутренней свободой, чтобы привлекать квалифицированные кадры и финансирование с прицелом на реализацию инноваций в долгосрочной перспективе.