Журнал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» |
О журнале
Новости Архив Сквозное оглавление Редакционный совет Подписаться на журнал Условия публикации Правила оформления статей Рецензирование статей Публикационная этика Контакты Новые статьи ISSN 1995-459X print E-ISSN 2312-9972 online ISSN 2500-2597 online English Главный редактор: Гохберг Леонид Маркович |
Королева Д. О. 1, Хавенсон Т. Е. 1, Томасова Д. А. 1Генезис и прогнозный потенциал экосистемного подхода в образовании
2023.
Т. 17.
№ 4.
С. 93–109
[содержание номера]
В последние десятилетия образовательное пространство во всем мире становится все более разнообразным, привлекая новых участников, порождая новые продукты, технологии и институциональные формы. Эта тенденция носит глобальный характер и провоцирует дискуссию о появлении комплексных образовательных экосистем, понимание которых остается фрагментарным и неструктурированным, затрудняя как обоснованную дискуссию, так и реализацию прогнозного потенциала экосистемного подхода. Цель статьи состоит в выявлении признаков, характеристик и закономерностей функционирования экосистемы для формирования экосистемного подхода к исследованию и моделированию процессов трансформации и перехода к устойчивому развитию в образовании.Результатом исследования выступает концепция образовательной экосистемы, построенная на основе закономерностей открытой и динамичной социальной системы, характеризуемой коэволюцией участников, высоким уровнем комплементарности ресурсов и компетенций, партисипативностью и коопетицией в создании новых образовательных продуктов. Для достижения цели статьи проанализирован генезис понятия образовательной экосистемы, прослежена его преемственность моделям тройной, четверной и пятерной спирали, а также концепции инновационной экосистемы. Представлена методология применения экосистемного подхода к организации Форсайт-исследований и сопроектирования стратегии, направленной на достижение целей устойчивого развития в области образования, соответствующая основным принципам программы ООН по реализации целей устойчивого развития в области образования до 2030 года — Sustainable Development Goal 4 (SDG4).Экосистемный подход применяется в том числе к отбору баз источников, интерпретации сигналов будущего и характеристике предмета Форсайта. Сделан вывод об исследовательской обоснованности экосистемного подхода к моделированию новых типов взаимодействия акторов, описанию коэволюции социальных, экономических, технологических и культурных трендов и выявлению справедливых и коллективно значимых приоритетов в развитии образовательной среды.
Библиографическое описание:
Koroleva D., Khavenson T., Tomasova D. (2023) Genesis and Predictive Ability of Ecosystem Approach in Education. Foresight and STI Governance, 17(4), pp. 93–109. DOI: 10.17323/2500-2597.2023.4.93.109
Ключевые слова:
образовательная экосистема;
инновации;
платформенность;
акторы образования;
Форсайт образования
|