Аннотация
В условиях информационной перегрузки и динамичных рыночных изменений современный менеджмент сталкивается с проблемой поиска адекватной и емкой модели представления бизнеса. В статье предлагается новый способ визуализации бизнес-моделей, использующий популярную в бизнес-приложениях нотацию интеллект-карт (mindmaps), предложенную Тони Бьюзеном (Tony Buzan). Предлагаемый подход развивает идеи Александра Остервальдера (Alexander Osterwalder) в сторону увеличения уровня абстракции и структурированности описания бизнес-моделей предприятия. Преимущество основанной на этом подходе модели состоит в простоте восприятия, что повышает эффективность деловых коммуникаций и сокращает когнитивную нагрузку.
В исследовании предложенного способа визуализации приняла участие группа топ-менеджеров российских компаний. Было проанализировано восприятие ими трех описаний бизнес-модели: в виде обычного линейного текста; в табличной форме, предложенной в бизнес-модели «Канвас» А. Остервальдера; и в разработанном авторами графическом шаблоне интеллект-карты, построенном с использованием популярного программного продукта для разработки интеллект-карт Mindjet. Результаты подтвердили гипотезу авторов о том, что разработанная концепция визуализации бизнес-моделей посредством интеллект-карт существенно оптимизирует деловые коммуникации. Такая форма представления позитивно влияет на восприятие и понимание бизнес-модели менеджерами и сотрудниками компании, способствует их эффективному взаимодействию, обмену идеями и использованию заложенных в бизнес-модель знаний.