Аннотация
В условиях информационной перегрузки и динамичных рыночных изменений современный менеджмент сталкивается с проблемой поиска адекватной и емкой модели представления бизнеса. В статье предлагается новый способ визуализации бизнес-моделей, использующий популярную в бизнес-приложениях нотацию интеллект-карт (mindmaps), предложенную Тони Бьюзеном (Tony Buzan). Предлагаемый подход развивает идеи Александра Остервальдера (Alexander Osterwalder) в сторону увеличения уровня абстракции и структурированности описания бизнес-моделей предприятия. Преимущество основанной на этом подходе модели состоит в простоте восприятия, что повышает эффективность деловых коммуникаций и сокращает когнитивную нагрузку.
В исследовании предложенного способа визуализации приняла участие группа топ-менеджеров российских компаний. Было проанализировано восприятие ими трех описаний бизнес-модели: в виде обычного линейного текста; в табличной форме, предложенной в бизнес-модели «Канвас» А. Остервальдера; и в разработанном авторами графическом шаблоне интеллект-карты, построенном с использованием популярного программного продукта для разработки интеллект-карт Mindjet. Результаты подтвердили гипотезу авторов о том, что разработанная концепция визуализации бизнес-моделей посредством интеллект-карт существенно оптимизирует деловые коммуникации. Такая форма представления позитивно влияет на восприятие и понимание бизнес-модели менеджерами и сотрудниками компании, способствует их эффективному взаимодействию, обмену идеями и использованию заложенных в бизнес-модель знаний.
Литература
Adeli H. (1994) Knowledge Engineering. New York: McGraw-Hill Publishing Company.
Amit R., Zott C. (2001) Value creation in e-business // Strategic Management Journal. № 22. P. 493-520.
Bauer M.I., Johnson-Laird P.N. (1993) How diagrams can improve reasoning // Psychological Review. Vol. 4. № 6. P. 72-378.
Bellman R., Clark С.Е., Malcolm D.G., Craft J.C., Ricciardi F.M. (1957) On the construction of a multi-stage, multi-person business game // Operations Research. Vol. 5. № 4. P. 469-503.
Buzan T. (2003) The Mind Map Book. London: BBC Active.
Card K.S., Mackinlay J.D., Shneiderman B. (1999) Readings in Information Visualization, Using Vision to Think. San Francisco: Morgan Kaufmann.
Casadesus-Masanell R., Ricart J.E. (2010) From strategy to business models and to tactics // Long Range Planning. № 43. P. 195-215.
Chang V., Wills G., De Roure D. (2010) A Review of Cloud Business Models and Sustainability // Proceedings of the IEEE 3rd International Conference on Cloud Computing. P. 43-50.
Chesbrough H.W. (2003) Open Innovation: The New Imperative for Creating and Profiting from Technology. Boston: Harvard Business School Press.
Chesbrough H.W. (2006) Open business models: How to thrive in the new innovation landscape. Boston, MA: Harvard Business School Press.
Chesbrough H.W. (2010) Business model innovation: Opportunities and barriers // Long Range Planning. Vol. 43. № 2/3. P. 354-363.
Chesbrough H.W., Rosenbloom R.S. (2002) The role of the business model in capturing value from innovation: Evidence from Xerox Corporation's technology spin-off companies // Industrial and Corporate Change. № 11. P. 529-555.
Christensen C., Raynor M.E. (2000) Meeting the challenge of disruptive change // Harvard Business Review. Vol. 78. № 2. P. 66-77.
Dennis A., Aronson J., Heninger W., Walker E. (1999) Structuring time and task in electronic brain- storming // MIS Quarterly. Vol. 23. № 1. P. 95-108.
Eppler M.J. (2006) A comparison between concept maps, mind maps, conceptual diagrams, and visual metaphors as complementary tools for knowledge construction and sharing // Information Visualization. Vol. 5. № 3. P. 202-210.
Eppler M.J., Burkhard R.A. (2004) Knowledge Visualization-Towards a New Discipline and its Fields of Application. ICA Working Paper 2/2004. University of Lugano.
Eppler M.J., Burkhard R.A. (2007) Visual representations in knowledge management: Framework and cases // Journal of Knowledge Management. Vol. 11. № 4. P. 112-122.
Eppler M.J., Hoffmann F., Bresciani S. (2011) New Business Models Through Collaborative Idea Generation // International Journal of Innovation Management. Vol. 6. № 15. P. 1323-1341.
Eppler M.J., Platts K. (2009) Visual Strategizing: The Systematic Use of Visualization in the Strategic Planning Process // Long Range Planning. № 2. P. 42-74.
Garfield M.J., Taylor N.J., Dennis A.R., Satzinger J.W. (2001) Research report: Modifying paradigms - individual differences, creativity techniques, and exposure to ideas in group idea generation // Information Systems Research. Vol. 12. № 3. P. 322-333.
Gavetti G., Levinthal D. (2000) Looking forward and looking backward: Cognitive and experiential search // Administrative Science Quarterly. Vol. 45. № 1. P. 113-137.
Gavrilova T. (2010) Orchestrating Ontologies for Courseware Design // Affective, Interactive and Cognitive Methods for E-Learning Design: Creating an Optimal Education Experience / Eds. A. Tzanavari, N. Tsapatsoulis. Hershey, PA: IGI Global. P. 155-172.
Glenberg A.M., Langston W.E. (1992) Comprehension of illustrated text: Pictures help to build mental models // Journal of Memory and Language. Vol. 31. № 2. P. 129-151.
Gregor S., Jones D. (2007) The Anatomy of a Design Theory // Journal of the Association for Information Systems. Vol. 8. № 5. Р. 312-335.
Hajiheydari N., Dehnavi R.D., Habibi L. (2012) Business Model Framework for Knowledge Intensive Organizations // International Journal of Information and Electronics Engineering. Vol. 2. № 5. P. 720-724.
Hamel G. (2000) Leading the revolution. Boston: Harvard Business School Press.
Johnson M., Christensen C., Kagermann H. (2008) Reinventing your business model // Harvard Business Review.Vol. 86. № 12. P. 50-59.
Järvinen P. (2004) On Research methods. Tampere: Opinpajan Kirja.
Järvinen P. (2008) Mapping research questions to research methods // Advances in Information Systems Research, Education and Practice / Eds. D. Avison, G.M. Kasper, B. Pernici, I. Ramos, D. Roode. New York: Springer. P. 29-41.
King G., Keohane R.O., Verba S. (1994) Designing social inquiry: Scientific inference in qualitative research. Princeton, NJ: Princeton University Press.
Larkin J.H., Simon H.A. (1987) Why a diagram is (sometimes) worth ten thousand words // Cognitive Science. Vol. 11. № 1. P. 65-100.
Lopes I., Martins M. (2006) The New Business Models in the Knowledge Economy: The Strategic Way to Value Creation // Electronic Journal of Knowledge Management. Vol. 4. № 2. P. 159-168.
Lurie N.H., Mason C.H. (2007) Visual representation: Implications for decision making // Journal of Marketing. № 71. P. 160-177.
Maccrimmon K.R., Wagner C. (1994) Stimulating ideas through creativity software // Management Science. Vol. 40. № 11. P. 1514-1532.
Magretta J. (2002) Why business models matter // Harvard Business Review. Vol. 80. № 5. P. 86-93.
March S.T., Smith G.F. (1995) Design and natural science research on information technology // Decision Support Systems. Vol. 15. № 4. P. 251-266.
Markides C., Charitou C.D. (2004) Competing with dual business models: A contingency approach // Academy of Management Executive. № 18. P. 22-36.
Mason K., Spring M. (2011) The Sites and Practices of Business Models // Industrial Marketing Management. Vol. 40. № 6. P. 1032-1041.
Meehan S., Baschera P. (2002) Lessons from Hilti: How customer and employee contact improves strategy implementation // Business Strategy Review. Vol. 13. № 2. P. 31-33.
Mento A.J., Martinelli P., Jones R.M. (1999) Mind mapping in executive education: Аpplications and outcomes // Journal of Management Development. Vol. 18. № 4. P. 390-416.
Morgan G. (1986) Images of Organizations. Beverly Hills, CA: Sage Publications.
Mustafa R., Werthner H. (2008) A Knowledge Management Perspective on Business Models // The International journal of Knowledge, Culture and Change Management. Vol. 8. № 5. P 7-16.
Nagasundaram M., Dennis A.R. (1993) When a group is not a group - The cognitive foundation of group idea generation // Small Group Research. Vol. 24. № 4. P. 463-489.
Nonaka I., Takeuchi H. (1995) The Knowledge Creating Company: How Japanese Companies Сreate the Dynamics of Innovation. New York: Oxford University Press.
Osterwalder A. (2004) The business model ontology: A proposition in a design science approach. Lausanne, Switzerland: University of Lausanne, Ecole Des Hautes Etudes Commerciales, Institut d’Informatique et Organisation.
Osterwalder A., Pigneur Y. (2010) Business model generation - А handbook for visionaires, game changers, and challengers. New York: Wiley.
Osterwalder A., Pigneur Y., Tucci C.L. (2005) Clarifying Business Models: Origins, Present, and Future of the Concept // Communications of the Association for Information Systems (AIS). Vol. 16. № 1. P. 1-25.
Rajala R., Westerlund M. (2005) Business Models: A New Perspective on Knowledge-Intensive Services in the Software Industry // Proceedings of the 18th Bled eCommerce Conference eIntegration in Action Bled, Slovenia. P. 1-15.
Rédis J. (2007) Le Business model: notion polymorphe ou concept gigogne? // Proceedings of the 5ème Congrès de l'Académie de l'entrepreneuriat, Sherbrooke, Québec. P. 1-35.
Sabir M.S., Hameed R.M., Rehman K., Rehman I. (2012) Theoretical Foundation of Business Model and Their Building Blocks // Journal of Management Research. Vol. 4. № 4. P. 160-179.
Samavi R., Yu E., Topaloglou T. (2008) Strategic reasoning about business models: А conceptual modeling approach // Information Systems and E-Business Management. Vol. 7. № 2. P. 171-198.
Schneiderman B. (1996) The eyes have it: А task by data type taxonomy for information visualizations // Proceedings of the IEEE Symposium on Visual Languages. IEEE Computer Society Press. P. 336-343.
Schütz C., Neumayr B., Schrefl M. (2013) Business Model Ontologies in OLAP Cubes // Proceedings of the 24th International Conference on Advanced Information Systems Engineering (CAiSE 2012), Gdansk, Poland, June 25-29, 2012. P. 514-529.
Shafer S.M., Smith H.J., Linder J.C. (2005) The power of business models // Business Horizons. Vol. 48. № 3. P. 199-207.
Solso R. (2001) Cognitive Psychology. Boston: Allyn and Bacon.
Tufte E.R. (1991) Envisioning information // Optometry & Vision Science. Vol. 68. № 4. Р. 322-324.
Tufte E.R. (2006) Beautiful evidence. Vol. 23. Cheshire, CT: Graphics Press.
Tversky B. (2005) Visuospatial reasoning // The Cambridge Handbook of Thinking and Reasoning / Eds. K. Holyoak, R.G. Morrison. New York: Cambridge University Press. P. 209-240.
Vessey I. (1991) Cognitive fit: A theory-based analysis of the graphs versus tables literature // Decision Sciences. № 22. P. 219-241.
Voelpel S., Leibold M., Tekie E., von Krogh G. (2005) Escaping the Red Queen Effect in Competitive Strategy: Sense-testing Business Models // European Management Journal. Vol. 23. № 1. P. 37-49.
Yin R.K. (1989) Case Study Research: Design And Methods (Applied Social Research Methods). Thousand Oaks: Sage Publications.
Абдрахманова Г.И., Ковалева Г.Г. (2009) Тенденции развития информационных и коммуникационных технологий // Форсайт. № 4 (12). С. 44-55.
Авдашева С.Б. (2005) Бизнес-группы как форма реструктуризации предприятий: движение вперед или шаг назад // Российский журнал менеджмента. Т. 3. № 1. С. 3-26.
Бабкин Э.А., Князькин В.П., Шиткова М.С. (2011) Сравнительный анализ языковых средств, применяемых в методологии бизнес моделирования // Бизнес-информатика. № 2. С. 31-42.
Гаврилова Т.А. (2002) Логико-лингвистическое управление как введение в управление знаниями // Новости искусственного интеллекта. № 6. C. 28-33.
Гаврилова Т.А., Лещева И.А., Страхович Э.В. (2011) Об использовании визуальных концептуальных моделей в преподавании // Вестник СПбГУ. Серия «Менеджмент». № 4. C. 125-151.
Гине Ж., Майсснер Д. (2012) Открытые инновации: эффекты для корпоративных стратегий, государственной политики и международного «перетока» исследований и разработок // Форсайт. Т. 6. № 1. С. 26-37.
Дорошенко М.Е. (2007) Интеллектуальные услуги сегодня и завтра // Форсайт. № 2 (2). С. 37-45.
Дорошенко М.Е. (2011) Инновационный потенциал сектора интеллектуальных услуг в России // Форсайт. Т. 5. № 4. С. 50-65.
Желязны Д. (2007) Говори на языке диаграмм: пособие по визуальным коммуникациям. М.: Манн, Иванов и Фербер, ИКСИ.
Зайцева А.С., Шувалова О.Р. (2011) Новые акценты в развитии инновационной деятельности: инновации, инициируемые пользователями // Форсайт. T. 5. № 2. C. 16-32.
Зинин Е.Ю. (2008) Интегрированные бизнес-модели в медиаиндустрии: ответы на вызовы новой эпохи // Российский журнал менеджмента. Т. 6. № 3. С. 129-144.
Иванов Д.С., Кузык М.Г., Симачев Ю.В. (2012) Стимулирование инновационной деятельности российских производственных компаний: возможности и ограничения // Форсайт. Т. 6. № 2. C. 18-42.
Корнильев К.Г. (2009) Предприятие будущего: результаты глобального исследования компании IBM // Российский журнал менеджмента. Т. 7. № 1. С. 149-178.
Лысов О.Е. (2006) Методы прикладных исследований в менеджменте: Учебное пособие. СПб.: ГУАП.
Мангейм Д.Б., Рич Р.К. (1999) Политология: методы исследования. М.: Весь Мир.
Мильнер Б.З. (2004) Управление знаниями // Российский журнал менеджмента. Т. 2. № 2. С. 167-172.
Мюллер Х. (2009) Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. М.: ОМЕГА-Л.
Праздничных А.Н. (2013) Построение инновационной экономики для будущего // Российский журнал менеджмента. Т. 11. № 2. С. 107-150.
Румянцева М.Н., Третьяк О.А. (2006) Трансформация фирмы в сетевую организацию на примере экстернализации НИР // Российский журнал менеджмента. Т. 4. № 4. С. 75-92.
Чанько А.Д. (2008) Управленческая команда как источник динамических способностей фирмы // Российский журнал менеджмента. Т. 6. № 1. С. 3-24.
Широкова Г.В. (2007) Характеристика стадий жизненного цикла российских компаний, созданных «с нуля» // Российский журнал менеджмента. Т. 5. № 4. С. 3-20.
Широкова Г.В. (2007) Характеристика стадий жизненного цикла российских компаний, созданных «с нуля» // Российский журнал менеджмента. Т. 5. № 4. С. 3-20.
Широкова Г.В., Соколова Л.С. (2013) Формирование предпринимательской ориентации в российских фирмах малого и среднего бизнеса: роль институциональной среды // Российский журнал менеджмента. Т. 11. № 2. С. 25-50.
Щедровицкий Г.П. (1981) Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. М.: Системные исследования. C. 193-227.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.