Аннотация
Зайцева Анна Сергеевна — младший научный сотрудник, Лаборатория исследований науки и технологий,
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. E-mail: azaytseva@hse.ru
Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.
Начиная с 1990-х гг. в экономике Вьетнама ведутся реформы, до недавнего времени характеризовавшиеся быстрыми темпами модернизации и значительным увеличением ВВП. Осознавая необходимость перехода к инновационной модели развития, правительство предприняло ряд инициатив по формированию соответствующих институтов. В статье оценивается процесс трансформации научно-технической и инновационной политики во Вьетнаме за последнее десятилетие. Особое внимание уделено вопросам согласованности и рациональности применяемых мер. Анализ показывает, что, несмотря на значительный прогресс в развитии нормативно-правовой и институциональной базы национальной инновационной системы, особенности смешанной экономики Вьетнама (сочетание рыночных институтов с сильным государственным регулированием и значительной долей госсобственности в экономике), характеризуемые непоследовательностью и нерациональным сочетанием инструментов, отрицательно влияют на инновационную среду и синергию проводимых реформ. Наблюдается огромный разрыв между разработкой мер и их имплементацией. Процесс стратегического целеполагания и отбора приоритетов пока не отработан: перечень задач политики слишком обширен, а поставленные цели зачастую дублируются. Отсутствует межведомственное агентство, способное обеспечить горизонтальную и вертикальную координацию государственных инициатив. Отмечается явный перекос в пользу стимулирования предложения инноваций и сохранения доминирующих позиций государственных игроков в сфере науки и реальном секторе. Механизмы поддержки спроса не получили развития. Новый комплекс мероприятий, предусмотренный стратегией научно-технологического и инновационного развития на 2011–2020 гг., дает возможность корректировки политики. В первую очередь, необходимо пересмотреть рамочные условия, ограничивающие развитие конкуренции, внедрить инструменты, ориентированные на спрос и инклюзивное развитие, разработать адресные и взаимодополняющие механизмы регулирования. Качественное улучшение институтов потребует пересмотра монополии экономических элит, что снова сделает критичным вопрос сосуществования экономического плюрализма и политической монополии.