Скрыть
Раскрыть

Журнал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

О журнале

Новости

Архив

Сквозное оглавление

Редакционный совет

Подписаться на журнал

Условия публикации

Правила оформления статей

Рецензирование статей

Публикационная этика

Контакты

Новые статьи

ISSN 1995-459X print
E-ISSN 2312-9972 online
ISSN 2500-2597 online English

Главный редактор:
Гохберг Леонид Маркович




Журнал «Форсайт» № 3, 2017. Инновационное предпринимательство в трансформационных экономиках

2017-10-10
Новый спецвыпуск журнала «Форсайт» (Т. 11, № 3) посвящен различным аспектам развития инновационного предпринимательства в условиях экономики переходного периода. Свои точки зрения и видение по этой теме излагают ученые и эксперты из России, Германии, Польши, Словении, Турции

Номер открывает статья Александра Чепуренко «Предпринимательская активность в постсоветских странах Европы: методология и ограничения исследования».

В фокусе —  оценка деловой активности населения постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы на основе результатов «Глобального мониторинга предпринимательства». Представлены существующие классификации предпринимательских экосистем, предложена их новая типология, основанная на качестве и условиях деловой активности в стране. Полученные выводы могут внести вклад в разработку политики содействия предпринимательству. 

В материале «От предпринимательских намерений — к созданию бизнеса: опыт российских студентов» рассматриваются факторы, способствующие либо препятствующие переходу от предпринимательских намерений к конкретным шагам по созданию бизнеса. Карина Богатырева и Галина Широкова анализируют такие аспекты как семейный бизнес, благоприятная университетская предпринимательская среда, развитие региональных институтов. Выявлено, что наличие бизнеса у семьи потенциального предпринимателя сдерживает переход от намерений к созданию предприятия. Напротив, развитая региональная институциональная среда повышает шанс на реализацию предпринимательских намерений.  

Стремительное развитие технологий создает серьезные вызовы для будущего рынка труда. Растущая способность машин выполнять все более сложные производственные задачи увеличивает  вероятность массовой ликвидации рабочих мест. Опираясь на опрос немецких домохозяйств, Алина Зоргнер в публикации «Автоматизация рабочих мест: угроза для занятости или источник предпринимательских возможностей?» оценивает влияние этого процесса на трудовую мобильность. Описываются новейшие тенденции на рынке труда, связанные с роботизацией рабочих мест, анализируется динамика самозанятости, выявлена их связь с потенциалом компьютеризации производственных операций. 

В работе Пшемыслава Збировски «Установки новых технологических компаний стран СНГ, Центральной и Восточной Европы» исследуются ожидания и намерения технологических предпринимателей из России и стран ЦВЕ в отношении роста, выхода на внешние рынки и инновационности стратегий. Оценивается их вклад в экономическое и социальное развитие. Почти по всем показателям между рассматриваемыми странами существуют кардинальные различия, причем Россия демонстрирует самые низкие значения, в то время как «лидерство» принадлежит разным государствам. Автор заключает, что в среднесрочной перспективе вклад новых высокотехнологичных предприятий в разных переходных экономиках, скорее всего, окажется неодинаковым, и различия в специфике предпринимательства между ними будут только нарастать. 

Наукоемкие стартапы — мощный драйвер в экономическом развитии. В публикации «Взаимоотношения между стейкхолдерами и технологическими предпринимателями в наукоемких стартапах: опыт Турции» исследуется специфика этого процесса на примере нескольких турецких компаний. Элиф Калайчи делает заключение, что развитие любой компании протекает под воздействием двух разнонаправленных сил — одни стейкхолдеры оказывают ей поддержку, другие бросают вызов.  На разных этапах они могут переходить из одной категории в другую. На начальном этапе развития перспективы компании определяются действиями членов семьи и государственных чиновников. Большое значение имеет и многогранный подход к ведению бизнеса.  

Несмотря на поддержку государства, в странах с переходной экономикой, стартапы опираются в основном на собственные средства, а не на институциональные источники, что сдерживает развитие предпринимательства. В публикации «Выбор источника инвестиций ранним предпринимателем в переходной экономике: возможности прогнозирования» Ольга Образцова, Татьяна Полякова и Екатерина Поповская рассматривают ключевые факторы выбора источников финансирования владельцами стартапов в зависимости от социально-экономического контекста. Предложены модели прогнозирования финансовых стратегий ранних предпринимателей и выдвинуты гипотезы об условиях, повышающих готовность предпринимателя к привлечению заемных инвестиций. 

Российские малые и средние предприятия не вносят ощутимого вклада в обеспечение занятости и прирост ВВП. Однако их потенциал в плане роста и извлечения преимуществ от масштаба производства недостаточно изучен. В работе Виктории Голиковой и Бориса Кузнецова «Субоптимальный масштаб: факторы, препятствующие росту российских малых и средних компаний» представлены аспекты, определяющие восприятие руководителями размера предприятия, оптимального для обеспечения конкурентоспособности. Удовлетворенность руководителей небольших российских компаний размерами бизнеса повышается при наличии квалифицированных кадров, развитой инфраструктуры и партнерских связей; широкого охвата рынков и благоприятных институциональных условий. 

Сектор интеллектуальных услуг демонстрирует высокий уровень инновационной активности, а спрос на исследования специфики различных направлений этой сферы растет. В статье «Режимы инновационной деятельности компаний в секторе интеллектуальных услуг» на выборке российских компаний Йен Майлс, Вероника Белоусова и Николай Чичканов рассматривают типы инноваций и зависимость спроса на интеллектуальные услуги от инновационной активности заказчиков. Компании предлагается классифицировать по следующим  кластерам: инновационно-пассивные; организационно-ориентированные; маркетинг-ориентированные; нетехнологические; технологические; диверсифицированные инноваторы. Чем более масштабной компания сектора интеллектуальных услуг считает свою деятельность на рынке, тем большей диверсификацией отличается ее инновационный профиль. 

Тему экологических инноваций поднимают Яна Хойник, Митя Рузьер, Татьяна Манолова. В статье «Влияние экологических инноваций на эффективность компаний: опыт Словении» анализируется связь различных видов экоинноваций с эффективностью предприятий в зависимости от их инновационной активности. Авторы опирались на концепцию динамического потенциала и опрос компаний Словении, применяющих экоинновации. Установлено, что организационные экоинновации способны повысить эффективность  фирм независимо от величины их инновационного потенциала: чем выше общий инновационный потенциал организации, тем чаще она практикует экоинновации.

 

В Москве вышедший номер «Форсайта» можно купить в фирменном магазине НИУ ВШЭ «БукВышка» (ул. Мясницкая, 20). Печатные версии журнала распространяются также по подписке. Электронная версия находится в свободном доступе на сайте журнала, онлайн-библиотеках e-Library и Киберленинка, мобильных платформах AppStore и GooglePlay.

 
Rambler's Top100 rss