Скрыть
Раскрыть

Журнал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

О журнале

Новости

Архив

Сквозное оглавление

Редакционный совет

Подписаться на журнал

Условия публикации

Правила оформления статей

Рецензирование статей

Публикационная этика

Контакты

Новые статьи

ISSN 1995-459X print
E-ISSN 2312-9972 online
ISSN 2500-2597 online English

Главный редактор:
Гохберг Леонид Маркович




СУПЕР-НАВЫКИ И НОВЫЙ «ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ»

2019-06-06

Южная Корея — уникальный пример того, как с минимальными ресурсами стать высокотехнологичным «гигантом». Таких примеров в мире немного. Стабильно успешных людей и компаний всегда меньше, чем средних. Это зависит от массы факторов, но основной — масштаб мышления. И даже, если нам достается успех и благосостояние по наследству, сохранить или приумножить помогает исключительно тот  же масштаб мышления.  

Масштабное мышление приобретается. Статья наших коллег из Кореи, опубликованная в №1 (2019) Форсайта, до сих пор активно обсуждается. Поднята тема, которая разрывает шаблоны, выводит на свет неочевидные и скрытые причины успехов и провалов. Она применима как для людей, так и для компаний и для целых стран. Закон развития один и тот же. Попробуем подойти к феномену «как с минимальными ресурсами стать «гигантом» в глобальном плане» с неожиданной стороны. В глобальном развитии есть два базовых мейнстрима, касающиеся людей, компаний и стран.

Мейнстрим 1. Уровень стабильного благосостояния достигается относительно несложно и быстро, если освоены принципы «точно в срок» и «высокое качество». Четкие инструкции, кодифицированные, явные и понятные знания позволят быстро наладить производство на базе купленных технологий или немного устаревших «новейших новинок», которые продают «гиганты». Временные и финансовые издержки здесь не очень высоки, поэтому не особо обеспеченные игроки (люди, компании и страны) сравнительно быстро достигают успеха за счет трансфера знаний и обучения персонала. 

Это — комфортный «лифт» на определенный уровень благосостояния, который зарабатывается на чужой «новинке» и дает преимущество «второго». И если вы осваиваете этот процесс, то приобретение последующих технологий из модели «секонд хенд» позволяет даже конкурировать на глобальных рынках. До определенного уровня  динамично растет прибыль. Но по мере приближения к среднему уровню дохода это преимущество тает. Это — каверзная ловушка, которая не осознается, а поэтому не позволяет перейти на уровень превосходства — в категорию крупных игроков. В этой точке рост доходов навсегда «замирает».  

Причина — неосвоенность неявных, скрытых, не кодифицированных знаний, по объективным и субъективным факторам. Объективный — ограниченность источников таких знаний. Их нельзя приобрести ни в школе, ни в вузе, а только на закрытых учебных «полигонах» в успешных компаниях-гигантах. Такие знания охраняются как сильнейшее конкурентное преимущество. 

Другой фактор — субъективный. Дает о себе знать когнитивный дисбаланс — замкнутость на линейном мышлении, которое не воспринимает логику непрерывного развития и самообновляющейся организации. Именно самообновляющиеся организации составляют мейнстрим 2. 

Мейнстрим 2. В него входят компании с высоким уровнем дохода без ограничений. Он берется несколькими «силами»: 

• Неочевидные, скрытые, не кодифицированные знания, которые нигде не преподаются, а генерируются в процессе проб и ошибок при создании «новейшей новинки». Такая «коллективная память» — драгоценный актив и в то же время  некомфортный, мучительный этап, который не обойти при подъеме на эту «высоту». 

• Управление переменами. 

Это — не подъем на «лифте», а рисковый трек на «восьмитысячник». Но именно он позволяет действовать на опережение и предоставляет широкий охват вариативности и стабильности в мире бизнеса и карьеры. Здесь на каждом шагу требуется творческое воображение, интуиция, проводники, учет параметров меняющегося «климата» (экономических кризисов и появление разрушительных инноваций), умение работать с междисциплинарными командами. 

В этом мейнстриме есть и комфортные «лифты», и горные треки, объединенные под одной «крышей». С одной стороны, вы просто продаете отлаженный товар, ваши «новейшие новинки», которые все ждут, а с другой стороны — разрабатываете пока не существующие «новейшие новинки». Второй трек требует много чего такого, что обычное (даже очень престижное) образование не дает. Это большой вызов для обычного «здравого смысла», в котором надо непременно избегать ошибок и потерь времени на поиск того, чего пока нет. Здесь нужны критерии «неизмеримых» результатов, инструментов для компенсации последствий ошибок и других не очевидных для всех инструментов. 

Люди из «мейнстрима 1» на такую стратегию не готовы пойти. Для них «развиваться» означает — повышать эффективность в терминах затрат времени и ресурсов. Результаты и компенсация оцениваются исходя из краткосрочных показателей и минимизации проб и ошибок. 

Почему стратегия «мейнстрима 2» закрыта для осознанности? Потому что система производства, логика и «здравый смысл» развития здесь устроены совершенно иначе.  Ошибки, пробы и поиск рассматриваются как ценная часть будущего успеха и  благосостояния. Возможность самостоятельно принимать решения и уважение профессионалов здесь считаются более важными стимулами, чем денежное поощрение. Здесь нужна развитая интуиция. 

Потому что горизонтальная структура таких компаний дает неожиданные комбинации, освоить которые можно в основном только интуицией. А еще потому, что придется столкнуться с массой экспериментов, оценками результатов, отбором вариантов, многократном тестировании различных комбинаций. Метод проб и ошибок поддерживается, уважается и «упаковывается» в ценные кейсы, которые хранятся как уникальный «навигатор». Именно из этих активов компания трансформируется в само обновляющую систему.

Все что «рационально» и наполнено здравым смыслом для «мейнстрима 1», недопустимо для «мейнстрима 2».  Чтобы выйти из мейнстрима «среднего дохода» в мейнстрим «высокого дохода» нужно преодолеть сильнейшую гравитацию «типичного здравого смысла». 

Беcценные уроки

Южная Корея
, будучи небольшой страной (с населением 50 млн. чел.) с небольшими ресурсами и истощенной колониальным (1910–1945 гг.) и военным (1950–1953 гг.) периодами, в свое время сделала красивый и сильный прыжок в динамичное развитие, обретя статус экономического гиганта. 

Дорожная карта к успеху. В свое время Корея выбрала несколько ключевых секторов и компаний для трансформации их в постоянно самообновляющиеся компании  (мейнстрим 2). Они, как и система образования, получили колоссальные инвестиции. Со школьной скамьи дети уже знали, что работать в сталелитейной, автомобильной, электронной, судостроительной, химической и других индустриях так же престижно, как полететь в космос. 

Образование, инвестиции, торговый режим, стратегия — все было заточено под выход на глобальные рынки с эксклюзивными «новейшими новинками» только для ряда компаний. И вот вначале 1990-х гг. появились первые «новейшие новинки» мирового класса: новое поколение плат оперативной памяти, новые дисплеи, автомобильные двигатели, танкеры для перевозки сжиженного природного газа и многое другое. Казалось, бы, Корея переходит на мейнстрим 2 с «новейшими новинками» — мобильными телефонами, автомобилями, дисплеями, кораблями и т.п. Драйв сохранялся, по крайней мере, до середины 2000-х гг., когда выявилось, что страна все же в «ловушке». Перестали появляться новые крупные игроки и не менялись статьи экспорта. Замедлились притоки доходов, инвестиций и темпы роста. 

Большинство компаний развивались в мейнстриме 1: поднимались на комфортном лифте до «средних этажей» и застревали в «ловушке» среднего дохода. Ловушка состоит в том, что человеческий капитал не развивается, а конкурентоспособность компании не «обновляется». Компании все сильнее и сильнее замыкаются на стратегии копирования чужих «новинок». Создать собственные инновационные разработки в таких условиях зачастую оказывается невозможно, поскольку этот процесс, как правило, требует длительного времени, концентрации ресурсов при высокой вероятности неудачи. 

Сегодня в Корее есть несколько гигантов, которые успешно развиваются в экстраординарном «здравом смысле», наладив бесперебойный поток эксклюзивных «новейших новинок». А большинство продолжает двигаться в типичном «здравом смысле» среднего дохода. Ожидаемый эффект не произошел, когда экстраординарный здравый смысл (мейнстрим 2) могли бы перенять большинство компаний. Ряд корейских компаний, включая Samsung, Hyundai и LG, развиваются в потоке эксклюзивных «новейших новинок». Но большинство компании, по-прежнему замкнутые на модели «освоения вторичных технологий».  

Но почему вырваться из ловушки среднего дохода получилось на западе, и лишь только отчасти в Корее? Сами корейцы отвечают нам на этот волнующий вопрос — нужно время, воля, пространство и синхронный переход на всех уровнях системы, а не на избранных.  

В «долговечных» успешных западных «гигантах» опыт новаторов и неявные, некодифицированные знания поиска, проб и ошибок генерируются, по меньшей мере, с XVIII в. Эти знания можно назвать «старыми деньгами». По мере их накопления открывались возможности для реализации самых смелых и «нереальных» идей. Время работало на них. Следовательно, чтобы выйти из «мейнстрима 1», освоения вторичных технологий на модель эксклюзивных «новейших новинок» необходимо одновременно изменить все элементы инновационной системы (компании, образование, законы и т. п.) с учетом постоянно меняющегося мира.

В свое время Корея не смогла сделать такой радикальный шаг! Поэтому выбрала только несколько конгломератов. С точки зрения потока «новейших новинок» тогдашний разрыв между гигантами и середнячками был результатом переходной экономической политики. Чтобы сосредоточить ресурсы, необходимые для формирования модели «непрерывного потока новейших новинок» с его непременным «кейсом проб и ошибок», правительству пришлось выбрать несколько национальных компаний-чемпионов и бросить все имеющиеся ресурсы на их поддержку. 

Большинство других компаний такой возможности аккумулировать опыт проб и ошибок не имели. Поэтому сфокусировались на модели «освоения вторичных технологий»,  что практически исключило вхождение в мейнстрим эксклюзивных «новейших новинок». 

Но самое главное — система образования по-прежнему фокусируется только на кодифицированных знаниях. Хотя Корея входит в группу богатых стран, ее динамика отклоняется от основного (U-образного) тренда, что свидетельствует о возможном замыкании на «мейнстриме 1», значит, и о пребывании в ловушке среднего уровня инноваций.

Сейчас в Корее делают все, чтобы создать мощные предпосылки для перехода всех компаний на «мейнстрим 2».  Предстоит одновременно изменить все элементы инновационной системы, включая образование, финансовую сферу, отраслевую структуру, торговый режим и т.п. Скоординировать поведение всех «действующих лиц», наладить новый тип образования с упором на генерацию творческих идей, сбор некодифицированных знаний как главного «капитала», терпимое отношение к ошибкам при условии извлечения из них уроков. Сформировать сетей, развитую производственную базу, умение аккумулировать опыт проб и ошибок, осваивать стратегию управления переменами.

В данное время корейские ученые и разработчики «новейших новинок» активно готовят  новый этап развития. 

 

 

Ключевые слова: развитие; успех
 
Rambler's Top100 rss