Скрыть
Раскрыть

Журнал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

О журнале

Новости

Архив

Сквозное оглавление

Редакционный совет

Подписаться на журнал

Условия публикации

Правила оформления статей

Рецензирование статей

Публикационная этика

Контакты

Новые статьи

ISSN 1995-459X print
E-ISSN 2312-9972 online
ISSN 2500-2597 online English

Главный редактор:
Гохберг Леонид Маркович




МУДРОСТЬ И ЕЕ «ОКНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

2019-06-24

Знакомьтесь: «новое» в современных исследованиях — мудрость. Сегодня ее рассматривают по-другому, чем философы и теологи давних времен. И по-другому, чем еще недавно психологи (как позитивное мышление). В данное время мудрость приобретает большой вес в карьерном плане. Она обеспечивает вневозрастную стабильную востребованность. Ее изучают со всех сторон, даже измеряют цифровыми инструментами, пропускают через сложный статистический анализ.

Мудрость необходима для эффективного управления развитием: страны, компании, карьеры, семьи, наконец, — себя. Она необходима для выживания и адаптации в современном сложном, быстроменяющемся мире с его экстраординарными вызовами. На данный момент сформировались целые научные школы, изучающие и измеряющие мудрость как особо востребованный инструмент для формирования мета-навыков в 21 веке — наших настоящих, не преходящих и не подвершенных банкротству супер-активов.

Мета-навыки — soft and hard skills — необходимое условие динамично развивающейся карьеры в самых разных сферах, ее «непотопляемости». Мудрость как поток «растекается» по разным сферам жизни и профессиям, обогащая каждое направление новыми возможностями и выигрышными стратегиями. В 21 веке она по-новому открывается учеными, переосмысливается, адаптируется для прогнозов, форсайтов, сценарного планирования, как в профессиональной, так и в личностной жизни.

  

ЗАКАЗ НА МУДРОСТЬ

На мудрость появился большой «заказ». На вопрос: «Как выглядит мудрый человек?» (между понятиями «умный» и «мудрый» — большая разница) философы в разные времена отвечали: «он должен уметь налаживать стабильную благополучную жизнь».

Сегодняшний ответ экспертов значительно расширяется: мудрый человек должен обладать способностью генерировать лучшие решения для людей, сталкивающихся с самыми разными проблемами разной сложности, выходящими за рамки линейного мышления.

Поэтому в последние годы активно изучаются возможности измерить степень мудрости и треки ее развития. К этому времени сложился относительно небольшой инструментарий методов, которые надо расширять и углублять. Мудрость все еще скрывает в себе много тайн. Их надо расшифровывать уже новыми подсказками, которые нам предлагают нейробиология, когнитивистика и даже молекулярная биология.

Самый оглушительный мейнстримный вывод, который делают ученые: мудрость развивается в некомфортных состояниях, когда мы вынуждены находить ответы на сложные жизненные вызовы. Такие состояния, как правило, включают высокую степень неопределенности, неконтролируемости ситуаций, ограниченности возможностей.

Психологи разработали три основных подхода к мудрости:

  • Общая мудрость. Обладатель демонстрирует фиксируемые знания, которые выводят из сложных жизненных проблем.
  • Личная мудрость. Самопознание, майндфулнес (умение принимать любые текущие моменты, включая негативные, «как есть», не пытаясь их игнорировать либо давать собственную оценку и реагировать тем или иным образом).
  • Трансцендентная мудрость.Самопознание рассматривается только как первый шаг. Большое внимание затем уделяется работе с иллюзиями, когнитивными искажениями, сострадании всему живому.

 

А вот ученые более широкого профиля предлагают несколько другие варианты — концептуальные модели для измерения мудрости.

·         Берлинская модель. Разработана в 1990-х годах в Институте развития человека Общества Макса Планка.

·         Бременская модель. Разработана в 2008 г. в Бременской международной высшей школе социальных наук.

·         Мудрое мышление. Разработана в 2010 г. в Университетом Ватерлоо (Онтарио, Канада).

·         Трехмерная шкала мудрости. Разработана в 2003 г. в Университете Флориды (США).

·         Шкала самооценки мудрости. Разработана в 2003 г. в Университете Британской Колумбии (Канада).

·         Мудрость как выход за рамки обычного мышления. Разработана в 2005 г. в Орегонском университете США.

 

Берлинская модель мудрости. Здесь мудрость определяют как экспертные, обширные, глубокие компетенции в той или иной области. Различают две мудрости — «внешнюю» и «внутреннюю».

Первая (компетенции и профессиональные знания) приобретаются в процессе продолжительной практики. Например, это могут быть уникальные врачи-диагносты, молекулярные биологи, исследователи климата и др. Люди, молниеносно «схватывающие» все подводные камни и риски, которые не распознаются многими их коллегами. Такую мудрость измерить относительно несложно.

Вторая — «внутренняя» мудрость исходит из нашего внутреннего мира. Это другой источник мудрости. И по-другому он формируется и измеряется. В фокусе — картина мира человека, его восприятие жизни и смерти, способность находить баланс во внутренних противоречиях и т.п. «Внутренняя» мудрость проверяется уже сложно и проблематично. Берлинские эксперты разработали пять критериев для определения уровня мудрости.

Но при изучении обеих категорий мудрости применяются непростые тесты, основанные на решении особо сложных случаев и экстраординарных проблем. Например, среди ночи раздается звонок от друга, который вышел на связь, чтобы попрощаться, так как он в следующую минуту собирается уйти из жизни по собственному желанию. Как поступит в этой ситуации мудрый человек? Он должен владеть глубокими знаниями причин, почему люди решают прибегнуть к суициду; владеть инструментарием (инструктажом) по молниеносному выводу такого человека из опасного состояния. Кроме знаний о возрастных фазах, внешних и внутренних опорах человека, потере и возврате смысла жизни, о силе ценностей, он должен уметь стирать страх перед неопределенностью, непредсказуемостью и т.п.

Ответы оцениваются экспертами по пяти критериям, каждый из которых измеряется по семибалльной шкале. После этого выводится среднее значение.

На первый взгляд, в «тестах» ничего нового нет. Подобным образом измеряли мудрость и во времена царя Соломона. Но сегодняшние исследователи зафиксируют гораздо более тонкие нюансы этих состояний. Многие люди при анализе сложной проблемы и представлении своего решения используют чужие заготовки ответов, а не рождают их самостоятельно.

Берлинскую модель мудрости часто критикуют. Обращают внимание, что движущей силой мудрости является не просто знание, а сам человек, его внутренний мир, и собственно — характер. Мудрость составляет только «пережитое открытие и озарение». Много профессионалов знают массу разных тонкостей в своем деле, но это не делает их настоящими мудрецами. Если истина, правила, причинно-следственные связи не будут пережиты и переоткрыты в виде личностных озарений, они так и останутся простой абстракцией, неким словесным инструментом для утверждения собственного авторитета. Ядро ​​мудрости — это не знание, хотя мудрый человек должен обладать знаниями, а определенная структура личности, которая вдохновляет людей на что-то созидательное и сильное. Такая мудрость «растет» на внутренних озарениях и характеризуется следующими способностями:

·       Готовностью изучать разные точки зрения. Взгляд на разные ситуации с точки зрения других, обучение на ошибках и преодоление когнитивных искажений.

·       Стремлением к пониманию истины, даже если она дискомфортна и опрокидывает устоявшуюся картину мира.

·       Отзывчивостью на проблемы других людей.

Только обладая этими свойствами, как базовым когнитивным полем, люди могут считаться мудрыми.

 

Бременская модель мудрости.У нее много общегос берлинской моделью.При этом разделяют две категории мудрости: «общая» мудрость, касающаяся вопросов человеческой жизни в целом, и «персональная» мудрость, управляющая личной жизнью. «Общая мудрость» приходит раньше, чем «персональная» мудрость. Общую мудрость люди, как правило, не могут применить к личной жизни. 

Персональная мудрость должна включать: глубокое знание своего внутреннего мира (смысл жизни, сильные и слабые стороны, приоритеты и т.п.), понимание как справляться с неопределенностью, подавленностью, вызовами и разными препятствиями на пути к достижению благополучия. Такой человек должен осознавать свою социальную встроенность и регулировать ее, балансировать самоуважение и самокритику; не закрываться от сложности, понимать, находить оптимальные решения даже для «нерешаемых» проблем, обладать всеохватным взглядом на вещи.

 

Мудрое мышление. Мудрость как комбинация определенных типов прагматичного мышления для решения базовых задач жизни. Она включает диалектическое мышление и интеллектуальное смирение. Такой человек признает, что он не все знает и поэтому ищет разные варианты решений у более мудрых. Мудрость измеряется способностью решать трудные жизненные задачи, касающиеся личных и масштабных социальных проблем, для которых необходимо объяснить причину и следствие, дать обоснованный прогноз.

Эксперты этой школы делятся выводами: например, мудрые решения коллективных конфликтов, как правило, предоставляют возрастные участники теста. А в личностных конфликтах эффективны люди всех возрастов, которые могут отслеживать в нюансах причинно-следственные связи таких конфликтов. Это редкая способность, основанная на нелинейном мышлении.

 

Трехмерная шкала мудрости. Определяет мудрость как «компетентность, устремленность, умение применять жизненный опыт для динамичного развития». Предлагаются пять компонентов мудрости:

·        Наличие богатого жизненного опыта

·        Открытость к знаниям, стратегиям, внутренним практикам (майндфулнес)

·        Способность управлять своими эмоциями

·        Учет прошлых ошибок и применение этих знаний в решении текущих задач и в будущих планах

·        Обладание самоиронией и чувством юмора.

Эта школа измеряет мудрость по шкале из 40 пунктов (по восемь на каждый компонент).

 

Мудрость как выход за рамки обычного мышления. Такая мудрость предполагает традиционную рефлексию, постоянный пересмотр взглядов на жизнь в сторону всеохватной удовлетворенности. Достигается путем самопознания, осознания своей временной природы. Для измерения такой мудрости разработали 35 пунктов, 10 из которых относятся к «немудрости». Мудрость такого плана руководствуется принципами:

·        Мой душевный мир невозможно расстроить

·        Моя жизнь — яркий пазл большой, космической жизни

·        Спасибо чужому опыту за бесценные «подсказки» для моей жизни

·        Я без проблем принимаю изменчивость и непостоянство жизни.

Одни научные школы мудрости измеряют мудрость как компетенцию, другие — как «космос» личности (поиск смысла жизни, постоянное развитие, удовлетворенность, открытость, эмпатия, майндфулнес, размышления и т. п.). При этом такие подходы можно по-разному комбинировать.

Разработчики критериев измерения мудрости тщательно продумывают тесты — проблемные истории, сложные жизненные проблемы и их решение для разных возрастных групп. В таких «тестах» используется не больше трех сложных проблем. Даже для подростков разрабатываются задачи с высокой степенью неопределенности и сложности. Большое внимание уделяется малейшим нюансам решений.

 

ВРЕМЕННО ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПОНИМАНИЯ

«Мудрость» не обязательно приводит к мудрости. С одной стороны, есть интеллектуалы, которые не могут гипотетически представлять или «переживать» сложные проблемы в «тесте». А значит — не могут дать совет другим. С другой стороны, высокоинтеллектуальная личность может «подделывать» мудрость в «тестовых» решениях. 

Парадокс «Х». Большинство людей позиционируют себя как весьма мудрые. У них сильно завышенная самооценка. А реально мудрое меньшинство — наоборот, остро осознают свою интеллектуальную ограниченность и малый багаж знаний. Так, люди могут оценивать поверхностно знакомого человека как мудрого лишь потому, что однажды его совет изменил их жизнь к лучшему. Но это могло произойти и по многим другим причинам, которые люди не учли.

 Проблема наносной мудрости. Общая проблема измерения мудрости состоит в том, что люди часто игнорируют эмоциональную глубину мудрости. Они могут говорить мудрые вещи, в которых при этом нет ничего важного, по сути. Такие люди говорят то, что другие хотят услышать, но, столкнувшись в реальности с проблемой, они и вполовину не будут действовать мудро. Это быстро выявляется на «тестовых историях» с сильной эмоциональной заряженностью. Здесь тонкое понимание эмоционального «космоса» решает все. Это можно видеть на тесте о разборе конфликтов. Почти все относительно спокойно воспринимают точку зрения разных сторон в конфликте в качестве посторонних свидетелей. Но лишь единицы могут делать это, когда они лично вовлечены в конфликт, который затрагивает их интересы.

Мудрость редко приходит с возрастом.Мудрость тесно связана с массой личностных факторов. А вот ее связь с возрастом — не очевидна. Мудрость приходит с возрастом лишь к немногим. Редко кто в возрасте демонстрирует мудрость и интерес к ней. К сожалению, большинство людей в третьем возрасте избегают глубоких размышлений, «вплетания» пережитого опыта в текущие дела, волевого управления своей реальностью. Мудрость проявляется в том, как люди размышляют и учатся на ошибках, как фильтруют и сортируют пережитый опыт для дальнейшего использования как ценного инструмента в решении жизненных задач.

Скрытые и неочевидные аспекты мудрости. Невозможно зафиксировать мудрость, которая проявляется в скрытой интуиции, в рефлексии, в сложных внутренних чувствах, когда человек, действуя согласно «неправильному» выбору, в последнюю минуту его менял, что радикально качественно перепрограммировало его жизнь и уводило от рисков.

 

НЕЧАЯННЫЕ ОЗАРЕНИЯ

А вот как выглядит исследование мудрости, проведенное учеными Орегонского университета США Хайди Игараси, Майклом Левенсоном и Кэрол Алдвин (2018). Исследовательская команда пришла к выводу, что мудрость, кроме известного «через трудные жизненные ситуации», развивается и через социальное окружение.

Их исследование заключалось в интервью с мужчинами и женщинами, в возрасте с 56 по 91 год, которые описали, как сложные ситуации поднимали в них мудрость. Почти все обладали высшим образованием, и более половины состояли в браке. Респонденты рассказывали, как пережитые сложные события изменили их картину мира.

Авторы исследования искали ответы на вопросы:

·        Почему те, кто имеет большой жизненный опыт, не всегда мудры? 

·        Почему после успешного преодоления сложных жизненных ситуаций большинство людей теряют интерес к мудрости и не развивают ее дальше, и лишь немногие прогрессируют в этом отношении? Чем это объясняется?

·        Как социальная среда способствует развитию мудрости?

Авторы, как и другие их коллеги, фиксируют, что у каждого человека появляется «окно возможностей» — тогда, когда в его жизнь приходит сложный вызов, проблема, не простая ситуация. Это шанс для появления мудрости. Преодолевая вызов, человек переживает внутреннюю трансформацию, и это открывает шлюзы для роста мудрости.

«Окно возможностей», для мудрости открывается и в тех случаях, когда человек сознательно выходит из зоны комфорта, не в условиях сложных событий.

Также отмечаются высшие уровни мудрости. Но к ним необходимы «ступеньки»: способность отслеживать процессы в своем внутреннем мире, даже если они дискомфортны и болезненны, открытость перед сложностью, неопределенностью, неоднозначностью.

Большинство людей с возрастом становятся равнодушными к саморефлексии и развитию, если у них нет нужды улучшать жизнь. Позитивные эмоции и расслабленные состояния становятся барьерами для развития мудрости. Мудрость для таких людей становится непривлекательной. Потому что озарения требуют напряженного поиска, способности к не поверхностному, сложному мышлению, фильтрации знаний и т. п. Как известно, это мешает «благостным, невесомым состояниям».

Почти все опрошенные люди в качестве сложных событий назвали: смерть близкого человека, развод, проблемы в отношениях, в карьере и со здоровьем.

Проблемы, связанные с работой или выходом на пенсию, составляли примерно половину ответов. Люди делились на две условные группы. Первая категория управляла реальностью, другая принимала как данность, которую нельзя изменить.

Когда жена попросила Фреда дать ей развод, его первой мыслью было: «Логично, что где-то есть способ решить эту проблему, не допустить разрыв. И я его найду!».

Джейн, у которой умерла дочь, также стойко перешагнула этот рубеж: «Это было самым сложным в жизни, с чем мне пришлось столкнуться, но во мне была уверенность, что жизнь должна продолжаться, и я должна двигаться дальше».

Карен рассказала как она «схлопнулась» после неожиданной смерти мужа: «Я была уверена, что не смогу ничего делать. Но неожиданно я обнаружила в себе источники силы. Это было открытием! Эта сила была во мне и раньше, но я была настолько зависимой от заботы мужа многие годы, что не подозревала о своих скрытых возможностях».

Салли всегда все тотально пыталась контролировать до каждого момента, пока ее сестра не заболела онкологией. «Это нельзя было контролировать… Это изменило мое дальнейшее поведение. Я как будто освободилась от гипер-ответственности. И это был новый опыт и необычное двойственное состояние. Произошел сдвиг в мышлении», — отмечает она.

Жизнь рассматривается как сложная смесь позитива и негатива, которая бросает вызов таким категориям, как «хорошо» и «плохо». Большинство людей приходили к этому путем долгих размышлений, тогда как для единиц это понимание «включалось» почти мгновенно.

После окончания временного контракта, Сэм переживал, что его не продлят. Он опасался увольнения из-за низкого профессионализма, о чем он честно признался руководству. Однако такая открытая честность и самокритика Сэма неожиданно расположила руководство к нему. Работодатель не только продлил с ним контракт, но и предоставил дополнительные возможности для повышения квалификации. «Я расцениваю это как посещение меня большой проницательностью, так как обычно я склонен переоценивать то, что я знаю и что я могу сделать».

Джон со своим другом оплакивал внезапную смерть отца. Они вспоминали, какой он был мудрый, добрый и заботливый. Раньше Джон никогда в жизни не смотрел на своего отца под таким углом восприятия. Внезапно он осознал собственный подход к жизни как шалопая и саморазрушителя. Он посмотрел на себя глазами отца с его вечным вопросом: «Что ты будешь делать?». Проснувшаяся осознанность разорвала старые мыслительные шаблоны, и Джон понял, что уже не будет прежним.

Сложная ситуация Стивена, когда сын попал в аварию, изменила его легкое и поверхностное отношение к жизни. Стивен осознал — до сих пор он отрицал любые проблемы и убеждал себя, что «все будет хорошо». Этот случай помог ему впервые посмотреть в лицо реальности: «Вы многое узнаете о себе и о других, когда сталкиваетесь с подобными вещами», — отметил он.

Эми презирала тех, кто долго носил в себе пережитую однажды личностную трагедию. В данной ситуации она презирала свою сестру, которая подверглась насилию в детстве и не могла забыть это. В какой-то момент Эми настолько надоело видеть сестру-жертву, что она стала изучать профессиональную литературу по этому вопросу. Новая информация перевернула все представления об таких случаях. Как только Эми «поняла больше», она смогла увидеть свою сестру другими глазами: «Большую часть моей взрослой жизни она была для меня просто сумасшедшей Джанет. Но в новом понимании того, что произошло, я с ужасом понимаю свои заблуждения. Может, я смотрю не так и на что-то другое. Надо проверить!».

Эти и другие исследования вносят вклад в наше понимание мудрости и позволяют рассматривать сложные события как критические драйверы роста, несмотря на всю их болезненность и драматизм.

Марина Бойкова

 
Rambler's Top100 rss