Аннотация
Статья концентрируется на роли специальных образовательных треков в формировании предпринимательской экосистемы университета (ПЭУ) на примере нескольких российских вузов. В частности, рассмотрено, как создание и развитие этих треков способствуют появлению новых предприятий, коммерциализации технологий и совершенствованию предпринимательского мышления и навыков. Для верификации модели ПЭУ был использован метод партисипаторного исследования на материале обследования представителей 21 университета. Роль предпринимательских образовательных курсов в развитии ПЭУ проиллюстрирована на примере четырех российских вузов.
Один из ключевых выводов статьи состоит в том, что внедрение учебных курсов по предпринимательству приводит к формированию ПЭУ вокруг них. В начале этого процесса происходит личностное развитие учащихся — по мере того как в рамках курса формируются предпринимательский тип мышления и вырабатываются соответствующие навыки, в том числе благодаря участию предпринимателей и бизнес-ангелов в роли наставников и кураторов проектной работы. Затем создаются с нуля или задействуются такие институты поддержки предпринимательства, как инкубаторы и акселераторы, помогающие дальнейшему развитию студенческих стартапов.
Как показывает анализ кейсов, академическая среда, предпринимательский опыт профессоров и тип курсов (факультативный либо обязательный) не являются необходимыми составляющими успеха в создании и развитии ПЭУ, при условии, что предпринимательское обучение строится вокруг проектов самих студентов и генерирует поток создаваемых ими стартапов. Экосистемы дополняют компетенции преподавателей, а в некоторых рассмотренных примерах даже позволяют другим участникам запустить собственные образовательные курсы. К недостаткам существующего подхода к подготовке студентов можно отнести случайный и нерегулярный характер развития образовательной инфраструктуры и обособленность предпринимательских курсов во многих университетах.
Литература
Alaref J., Brodmann S., Premand P. (2019) The Medium-Term Impact of Entrepreneurship Education on Labor Market Outcomes: Experimental Evidence from University Graduates in Tunisia. Washington, D.C.: The World Bank.
Audretsch D.B., Thurik A.R. (2001) What's new about the new economy? Sources of growth in the managed and entrepreneurial economies // Industrial and Corporate Change. Vol. 10. № 1. Р. 267-315.
Autio E., Keeley R.H., Klofsten M., Ulfstedt T. (1997) Entrepreneurial Intent among Students: Testing an Intent Model in Asia, Scandinavia and USA // Frontiers of Entrepreneurship Research. Proceedings of the 17th annual Entrepreneurship Research Conference / Ed. P.D. Reynolds. Wellesley, MA: Babson College. P. 133-147.
European Commission (2013) Entrepreneurship 2020 Action Plan. Brussels: European Commission.
Fayolle A., Gailly B. (2015) The impact of entrepreneurship education on entrepreneurial attitudes and intention: Hysteresis and persistence // Journal of Small Business Management. Vol. 53. № 1. P. 75-93.
Feld B. (2012) Startup communities: Building an entrepreneurial ecosystem in your city. Hoboken, NJ: Wiley.
Gorman G., Hanlon D., King W. (1997) Some research perspectives on entrepreneurship education, enterprise education and education for small business management: A ten-year literature review // International Small Business Journal. Vol. 15. № 3. Р. 56-77.
Greene P., Rice M., Fetters M. (2010) University-based entrepreneurship ecosystems: Framing the discussion // The development of university-based entrepreneurship ecosystems: Global practices / Eds. M. Fetters, P. Greene, M. Rice. Cheltenham: Edward Elgar Publishing.
Heron J., Reason P. (2006) The practice of co-operative inquiry: Research ‘with' rather than ‘on' people // Handbook of Action Research. Vol. 2. Thousand Oaks, CA: Sage. P. 144-154.
Isenberg D. (2011) The entrepreneurship ecosystem strategy as a new paradigm for economic policy: Principles for cultivating entrepreneurship. Dublin: Institute of International and European Affairs.
Isenberg D. (2014) What an entrepreneurship ecosystem actually is // Harvard Business Review. № 5. Р. 1-7.
Johannisson B. (1991) University Training for Entrepreneurship: A Swedish Approach // Entrepreneurship and Regional Development. Vol. 3. № 1. Р. 67-82.
Katz J. (2003) The chronology and intellectual trajectory of American entrepreneurship education 1876-1999 // Journal of Business Venturing. Vol. 18. № 2. Р. 283-300.
Luthje C., Kranke N. (2003) The Making of an Entrepreneur: Testing a Model of Entrepreneurial Intent among Engineering Students at MIT // R&D Management. Vol. 33. № 2. P. 135-147.
Mason C., Brown R. (2014) Entrepreneurial ecosystems and growth oriented entrepreneurship. Paris: OECD.
Pittaway L., Cope J. (2007) Entrepreneurship education: A systematic review of the evidence // International Small Business Journal. Vol. 25. № 5. Р. 479-510.
RVC (2016) National report on innovations in Russia, 2016. Moscow: RVC, Open Government, RF Ministry of Economic Development. Режим доступа: https://www.rvc.ru/upload/iblock/6c5/20161025_2200_Forum_OI_eng.pdf, дата обращения 10.07. 2019.
RVC (2017) Impact assessment of university-linked business incubators and accelerators. Moscow: RVC, UBI Global, HSE. Режим доступа: https://www.rvc.ru/upload/iblock/c78/UBI_Global-Russia-Impact_Assessment_University-Linked_Business_Incubators_Accelerators_EN.pdf, дата обращения 10.07. 2019.
Valerio A., Parton B., Robb A. (2014) Entrepreneurship education and training programs around the world: Dimensions for success. Washington, D.C.: The World Bank.
Van de Ven A. (1993) The development of an infrastructure for entrepreneurship // Journal of Business Venturing. Vol. 8. P. 211-230.
WEF (2009) Global Education Initiative. Educating the Next Wave of Entrepreneurs. Geneva: World Economic Forum.
Коротков A., Зобнина M. (2019) Стандарты предпринимательской экосистемы университета: рекомендации по развитию предпринимательской экосистемы. M.: НИУ ВШЭ.
Чепуренко A. (2017) Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки // Вопросы образования. № 3. С. 250-276.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.