Аннотация
В статье рассматриваются механизмы рекрутинга российскими компаниями работников в интернете как организационная инновация. На основе данных обследования работодателей, проведенного авторами, и Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) НИУ ВШЭ (Russian Longitudinal Monitoring Survey, RLMS-HSE) были оценены масштабы и факторы использования интернета работодателями для подбора персонала и соискателями — для поиска вакансий. Как показал анализ, публикуемые в интернете требования и запросы работников и работодателей в целом совпадают. Активнее прочих в интернете ищут сотрудников компании частной формы собственности из сферы торговли, находящиеся в хорошем финансовом положении. Среди работников наиболее энергичны в этом отношении обладатели дипломов о высшем и среднем специальном образовании из крупных городов. Интернет эффективно дополняет другие каналы подбора персонала и поиска работы, уступая в популярности лишь традиционному опросу знакомых и родственников.
Литература
Autor D.H. (2001) Wiring the Labour Market // Journal of Economic Perspectives. Vol. 15. № 1. P. 25-40.
Beard T.R., Ford G.S., Saba R.P., Seals Jr. R.A. (2012) Internet use and job search // Telecommunications Policy. Vol. 36. № 4. P. 260-273.
Brenčič V., Norris J.B. (2012) Employers' On-Line Recruitment and Screening Practices // Economic Inquiry. Vol. 50. № 1. P. 94-111.
Fountain C. (2005) Finding a Job in the Internet Age // Social Forces. Vol. 83. № 3. P. 1235-1262.
Garg R., Telang R. (2012) To be or not to be linked on LinkedIn: Job search online social networks. Heinz College Working Paper, June 2012. Pittsburgh, PA: Carnegie Mellon University.
Jansen B.J., Jansen K.J., Spink A. (2005) Using the web to look for work: Implications for online job seeking and recruiting // Internet Research. Vol. 15. № 1. P. 49-66.
Jovanovic B. (1979) Job Matching and the Theory of Turnover // Journal of Political Economy. Vol. 87. № 5. P. 972-990.
Kuhn P. (2014) The Internet as a Labour market matchmaker // IZA World of Labour. № 18. Режим доступа: https://wol.iza.org/uploads/articles/18/pdfs/internet-as-a-Labour-market-matchmaker.pdf?v=1, дата обращения 17.02.2016.
Kuhn P., Mansour H. (2014) Is Internet Job Search Still Ineffective? // The Economic Journal. Vol. 124. № 581. P. 1213-1233.
Kuhn P., Skuterud M. (2000) Job search methods: Internet versus traditional // Monthly Labour Review. № 123. P. 3-11.
Kuhn P., Skuterud M. (2004) Internet Job Search and Unemployment Durations // American Economic Review. Vol. 94. № 1. P. 218-232.
Marchal E., Mellet K., Rieucau G. (2005) Job Board Toolkits: Internet Matchmaking and the Transformation of Help-Wanted Ads. Centre d’études de l’emploi Working Paper № 50. Noisy-le-Grand: Centre d’études de l’emploi.
Nakamura A.O., Shaw K.L., Freeman R.B., Nakamura E., Pyman A. (2009) Jobs Online // Studies of Labour Market Intermediation / Ed. D.H. Autor. Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research. P. 27-65.
OECD, Eurostat (2005) Oslo Manual. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data (3rd ed.). Paris: OECD, Eurostat.
Sakurai K., Okudo Y. (2015) Job Seeker Trends 2015. Boston, МА: Boston Consulting Group.
Stevenson B. (2003) The Internet, Job Search, and Worker Mobility. Stanford, CA: Stanford University.
Stevenson B. (2008) The Internet and Job Search. NBER Working Paper № 13886. Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research.
Suvankulov F., Lau Chi Keung M., Ho Chi Chau F. (2012) Job search on the internet and its outcome // Internet Research. Vol. 22. № 3. P. 298-317.
Weinburger C.M., Strider S.H., Vengrouskie E.F. (2015) Social Media Job Searches and the Strength of Veteran Ties // Human Resource Management Research. Vol. 5. № 6. P. 133-153.
Авраамова Е., Гурков И., Карпухина Г., Левинсон А., Михайлюк М., Полушкина Е., Стучевская О. (2006) Требования работодателей к системе профессионального образования / Под ред. Т. Клячко, Г. Красновой. М.: МАКС Пресс.
Анкор (2014) Рекрутмент в компаниях России. Взгляд работодателей. М.: Анкор. Режим доступа: https://ancor.ru/f/1/client/Recruitment%20v%20Rossii.pdf, дата обращения 17.02.2016.
Гимпельсон В., Лукьянова А. (2006) Быть бюджетником в России: удачный выбор или несчастная судьба? // Экономический журнал Высшей школы экономики. Т. 10. № 4. С. 557-589.
Денисова И., Лазарева О. (2006) Наем или переобучение: опыт российских предприятий. Препринт WP3/2006/11. М.: ГУ ВШЭ.
Кузнецова И., Гостева С., Грачева Г. (2008) Методология и практика статистического измерения инновационной деятельности в экономике России: современные тенденции // Вопросы статистики. № 5. С. 30-46.
НИУ ВШЭ (2016) Индикаторы информационного общества: 2016. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ.
Нарышкина А. (2007) Моделирование процесса поиска работы при переходе от учебы к работе. Препринт WP15/2007/03. М.: ГУ ВШЭ.
Росстат (2015b) Труд и занятость в России: 2015. М.: Росстат. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/trud15.pdf, дата обращения 07.04.2016.
Росстат (2015а) Выборочное наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей за 2014 г. М.: Росстат.
Рощин С., Маркова К. (2004) Выбор каналов поиска работы на российском рынке труда. Препринт EERC 04/05. М.: Консорциум экономических исследований и образования.
Рощин С., Травкин П. (2015) Дополнительное профессиональное обучение на российских предприятиях // Журнал Новой экономической ассоциации. № 2. С. 150-171.
Стукен Т. (2008) Эффективность использования социальных сетей при трудоустройстве // Вестник Омского университета (Экономика). № 3. С. 70-75.
Тихонова И. (2015) Новые возможности рекрутинга XXI века // Научный альманах (Социологические науки). № 7. C. 1277-1280.
Шарунина А. (2016) Где бюджетнику жить хорошо: анализ межсекторных различий в оплате труда в регионах России // Журнал Новой экономической ассоциации. № 2. С. 105-128.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.