Индустрия 4.0 как фактор конкурентоспособности компаний в условиях постпереходной экономики
PDF
PDF (English)

Ключевые слова

цифровые технологии
Индустрия 4.0
обрабатывающая промышленность
конкурентоспособность
кейс-анализ
жизненный цикл продукции

Как цитировать

ГётцМ., & ЯнковскаБ. (2020). Индустрия 4.0 как фактор конкурентоспособности компаний в условиях постпереходной экономики. Форсайт, 14(4), 61-78. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2020.4.61.78

Аннотация

В условиях рыночной волатильности и сокращения жизненного цикла продукции современные производители сталкиваются с необходимостью наращивания затрат, ускорения и локализации производственных процессов. Ответ на эти вызовы предлагает четвертая промышленная революция, или Индустрия 4.0 (И4.0). Он состоит в увеличении скорости вывода продуктов на рынок через трансформацию цепочки поставок в высокоадаптивные интегрированные сети. Потенциальный эффект внедрения И4.0 для конкурентоспособности (в частности, дочерних структур иностранных компаний) и характер модернизации глобальных цепочек создания стоимости, частью которых являются компании, рассмотрены на четырех конкретных примерах. Показано, что в эпоху И4.0 конкурентные преимущества бизнеса могут зависеть как от трансформации отдельных отраслей, так и от изменения отношений между партнерами. Эти результаты соответствуют представленным в литературе выводам о неопределенности и сложности цифровой экономики в целом и подтверждают наличие проблем с точной оценкой предполагаемых выгод. И4.0 основана на борьбе за лидерство, в которой конкурентоспособность повышается в первую очередь за счет улучшения качества продукции, а не снижения затрат. Одновременно И4.0 способствует появлению групп тесно взаимосвязанных, интегрированных друг с другом компаний вплоть до стирания четких границ между ними.

https://doi.org/10.17323/2500-2597.2020.4.61.78
PDF
PDF (English)

Литература

Amit R., Schoemaker P. (1993) Strategic Assets and Organizational Rent // Strategic Management Journal. Vol. 14. № 1. P. 33-46. Режим доступа: , дата обращения 16.09.2020. DOI: https://doi.org/10.1002/smj.4250140105

Andriopoulos C., Slater S. (2013) Exploring the landscape of qualitative research in international marketing: Two decades of IMR // International Marketing Review. Vol. 30. № 4. P. 384-412. Режим доступа: , дата обращения 16.09.2020. DOI: https://doi.org/10.1108/IMR-03-2012-0061

Aquilante T., Bustinza O.F., Vendrell-Herrero F. (2016) Services in European manufacturing: Servinomics explained. Режим доступа: http://bruegel.org/2016/03/services-in-european-manufacturing-servinomics-explained/, дата обращения 16.09.2020.

Bain J.S. (1956) Barriers to new competition. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Barney J.B., Arikan A.M. (2005) The resource-based view: Origins and implications // The Blackwell Handbook of Strategic Management / Eds. M.A. Hitt, R.E. Freeman, J.S. Harrison. Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell. P. 123-182. Режим доступа: , дата обращения 16.09.2020. DOI: https://doi.org/10.1111/b.9780631218616.2006.00006.x

Benito G.R., Petersen B., Welch L.S. (2019) The global value chain and internalization theory // Journal of International Business Studies. Vol. 50. № 8. P. 1414-1423. DOI: https://doi.org/10.1057/s41267-019-00218-8

Blumberg B., Cooper D., Schindler P. (2011) Business Research Methods. New York: McGraw-Hill Education.

Breunig M., Kelly R., Mathis R., Wee D. (2016) Getting the most out of Industry 4.0 operations. Chicago: McKinsey & Company. Режим доступа: https://mck.co/3lCclZB, дата обращения 25.01.2019.

Burmeister Ch., Lu?ttgens D., Piller F.T. (2016) Business Model Innovation for Industrie 4.0: Why the Industrial Internet Mandates a New Perspective on Innovation // Die Unternehmung. Vol. 2. P. 124-152. Режим доступа: , дата обращения 15.01.2020. DOI: https://doi.org/10.2139/ssrn.2571033

Cappelli P., Sherer P.D. (1991) The missing role of context in OB: The need for a meso-level approach // Research in Organizational Behavior. Vol. 13. P. 55-110.

Cattaneo O., Gereffi G., Miroudot S., Taglioni D. (2013) Joining, upgrading and being competitive in global value chains: A strategic framework. Washington, D.C.: The World Bank.

Chesbrough H. (2006) Open business models: How to thrive in the new innovation landscape. Boston, MA: Harvard Business School Press.

Collis J., Hussey R. (2009) A practical guide for undergraduate and postgraduate students. New York: Palgrave Macmillan.

Craig A. (2013) Understanding Augmented Reality. Concepts and Applications (1st ed.). Amsterdam: Elsevier.

Culot G., Orzes G., Sartor M., Nassimbeni G. (2020) The future of manufacturing: A Delphi-based scenario analysis on Industry 4.0 // Technological Forecasting and Social Change. Vol. 157. Art. 120092. Режим доступа: , дата обращения 15.08.2020. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2020.120092

Dalenogare L.S., Benitez G.B., Ayala N.F., Frank A.G. (2018) The expected contribution of Industry 4.0 technologies for industrial performance // International Journal of Production Economics. Vol. 204. P. 383-394. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijpe.2018.08.019

Drath R., Horch A. (2014) Industrie 4.0: Hit or hype? // IEEE Industrial Electronics Magazine. Vol. 8. № 2. P. 56-58. DOI: https://doi.org/10.1109/MIE.2014.2312079

Edquist H., Goodridge P., Haskel J. (2019) The Internet of Things and Economic Growth in a Panel of Countries // Economics of Innovation and New Technology (в печати, впервые опубликовано онлайн 06.12.2019), Режим доступа: , дата обращения 15.08.2020. DOI: https://doi.org/10.1080/10438599.2019.1695941

Elteto A., Magashazi A., Szalavetz A., Tury G. (2015) Global Value Chains and Upgrading: The Experience of Hungarian Firms in the Heavy Engineering and Automotive Industries // Competitio. Vol. 14. № 1. P. 5-22. DOI: https://doi.org/10.21845/comp/2015/1/1

Gancarczyk J., Najda-Janoszka M. (2020) Models for Development of an Innovation Network in Clusters // Problemy Zarzadzania / Management Issues. Vol. 18. № 1. P. 179-192. Режим доступа: , дата обращения 15.08.2020. DOI: https://doi.org/10.7172/1644-9584.87.8

Gereffi G., Humphrey J., Sturgeon T. (2005) The governance of global value chains // Review of International Political Economy. Vol. 12. № 1. P. 78-104. Режим доступа: , дата обращения 15.08.2020. DOI: https://doi.org/10.1080/09692290500049805

Gereffi G., Korzeniewicz M. (eds.) (1994) Commodity chains and global capitalism. London: Praeger.

Gervalla M., Ternai K. ( 2019) The Impact of Industry 4.0 to the ERP Approach // SEFBIS Journal. № 13. P. 56-62.

Hermann M., Pentek T., Otto B. (2015) Design Principles for Industrie 4.0 Scenarios: A Literature Review (TU Dortmund Working Paper 01).Dortmund: Technische Universita?t Dortmund. Режим доступа: http://www.snom.mb.tu-dortmund.de/cms/de/forschung/Arbeitsberichte/Design-Principles-for-Industrie-4_0-Scenarios.pdf, дата обращения 18.03.2020.

Holm D., Eriksson K., Johanson J. (1999) Value creation through mutual commitment to business network relationships // Strategic Management Journal. Vol. 20. № 5. P. 467-486. Режим доступа: :5%3C467::AID-SMJ38%3E3.0.CO;2-J, дата обращения 15.08.2020. DOI: https://doi.org/10.1002/(SICI)1097-0266(199905)20

Humphrey J., Schmitz H. (2002) How does insertion in global value chains affect upgrading in industrial clusters? // Regional Studies. Vol. 36. № 9. P. 1017-1027. Режим доступа: , дата обращения 18.03.2020. DOI: https://doi.org/10.1080/0034340022000022198

Kagermann H., Wahlster W., Helbig J. (2013) Recommendations for implementing the strategic initiative INDUSTRIE 4.0. Frankfurt/Main: Acatech. Режим доступа: https://www.din.de/blob/76902/e8cac883f42bf28536e7e8165993f1fd/recommendations-for-implementing-industry-4-0-data.pdf, дата обращения 18.03.2020.

Kovacs O. (2018) The dark corners of industry 4.0 - Grounding economic governance 2.0 // Technology in Society. Vol. 55. P. 140-145. Режим доступа: , дата обращения 18.03.2020. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2018.07.009

Lasi H., Fettke P., Kemper H.G., Feld T., Hoffmann M. (2014) Industry 4.0 // Business and Information Systems Engineering. Vol. 6. № 4. P. 239-242. Режим доступа: , дата обращения 18.03.2020. DOI: https://doi.org/10.1007/s12599-014-0334-4

Lee J., Gereffi G. (2015) Global value chains, rising power firms and economic and social upgrading // Critical Perspectives on International Business. Vol. 11. № 3/4. P. 319-339. Режим доступа: , дата обращения 18.03.2020. DOI: https://doi.org/10.1108/cpoib-03-2014-0018

Leih S., Linden G., Teece D.J. (2015) Business Model Innovation and Organizational Design: A Dynamic Capabilities Perspective // Business Model Innovation: The Organizational Dimension / Eds. N.J. Foss, T. Saebi. Oxford: Oxford University Press. P. 24-43. :oso/9780198701873.003.0002. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof

Lippman S., Rumelt R.P. (1982) Uncertain imitability: An analysis of interfirm differences in efficiency under competition // Bell Journal of Economics. Vol. 13. № 2. P. 418-438. DOI: https://doi.org/10.2307/3003464

Lorenz M., Ru?mann M., Strack R., Lueth K., Bolle M. (2015) Man and Machine in Industry 4.0. How Will Technology Transform the Industrial Workforce Through 2025? Режим доступа: https://www.bcg.com/publications/2015/technology-business-transformation-engineered-products-infrastructure-man-machine-industry-4.aspx, дата обращения 20.03.2020.

Lucke D., Constantinescu C., Westkamper E. (2008) Smart Factory - A Step towards the Next Generation of Manufacturing // Manufacturing Systems and Technologies for the New Frontier / Eds. M. Mitsuishi, K. Ueda, F. Kimura. Heidelberg, New York, Dordrecht, London: Springer: Springer. P. 115-118. Режим доступа: , дата обращения 20.03.2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-84800-267-8_23

Mason E.S. (1939) Price and production policies of large scale enterprises // American Economic Review. Vol. 29. P. 61-74. Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/1806955, дата обращения 20.03.2020.

Miles M.B., Huberman M. (1994) Qualitative Data Analysis: An Expanded Sourcebook. London: SAGE.

Mowday R.T., Sutton R.I. (1993) Organizational behavior: Linking individuals and groups to organizational contexts // Annual Review of Psychology. Vol. 44. P. 195-229. Режим доступа: , дата обращения 20.03.2020. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.ps.44.020193.001211

Nosalska K., Piatek Z., Mazurek G., Rzadca R. (2019) Industry 4.0: coherent definition framework with technological and organizational interdependencies // Journal of Manufacturing Technology Management (в печати, впервые опубликовано онлайн 27.11.2019). Режим доступа: , дата обращения 20.03.2020. DOI: https://doi.org/10.1108/JMTM-08-2018-0238

Penrose E. (1959) The theory of the growth of the firm. Oxford: Blackwell.

Porter M.E. (1979) The structure within industries and companies' performance // The Review of Economics and Statistics. Vol. 61. № 2. P. 214-227. DOI: https://doi.org/10.2307/1924589

Porter M.E., Heppelmann J. (2015) How Smart, Connected Products are Transforming Companies // Harvard Business Review. October issue. Режим доступа: https://hbr.org/2015/10/how-smart-connected-products-are-transforming-companies, дата обращения 20.03.2020.

Porter M.E., Millar V.E. (1985) How information gives you competitive advantage // Harvard Business Review. Vol. 63. P. 149-174. Режим доступа: https://hbr.org/1985/07/how-information-gives-you-competitive-advantage, дата обращения 20.03.2020.

PwC (2016) Industry 4.0 - Building the Digital Enterprise. London: PricewaterhouseCoopers LLP. Режим доступа: https://www.pwc.com/gx/en/industries/industries-4.0/landing-page/industry-4.0-building-your-digital-enterprise-april-2016.pdf, дата обращения 20.03.2020.

Qin J., Liu Y., Grosvenor R. (2016) A categorical framework of manufacturing for industry 4.0 and beyond // Procedia CIRP. Vol. 52. P. 173-178. Режим доступа: , дата обращения 20.03.2020. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procir.2016.08.005

Rubera G., Chandrasekaran D., Ordanini A. (2016) Open innovation, product portfolio innovativeness and firm performance: The dual role of new product development capabilities // Journal of the Academy of Marketing Science. Vol. 44. № 2. P. 166-184. DOI: https://doi.org/10.1007/s11747-014-0423-4

Russmann M., Lorenz M., Gerbert P., Waldner M., Justus J., Engel P., Harnisch M. (2015) Industry 4.0: The Future of Productivity and Growth in Manufacturing. Boston, MA: Boston Consulting Group. Режим доступа: https://image-src.bcg.com/Images/Industry_40_Future_of_Productivity_April_2015_tcm9-61694.pdf, дата обращения 24.08.2020.

Saarikko T., Westergren U.H., Blomquist T. (2020) Digital transformation: Five recommendations for the digitally conscious firm // Business Horizons (в печати, впервые опубликовано онлайн 15.08.2020). Режим доступа: , дата обращения 24.08.2020. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bushor.2020.07.005

Schmalstieg D., Hollerer T. (2016) Augmented Reality: Principles and Practice (Usability) (1st ed.). Boston, MA: Pearson Education.

Schuh G., Potente T., Wesch-Potente C., Weber A.R., Prote J.P. (2014) Collaboration Mechanisms to increase Productivity in the Context of Industrie 4.0 // Procedia CIRP. Vol. 19. P. 51-56. Режим доступа: , дата обращения 24.08.2020. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procir.2014.05.016

Siggelkow N. (2007) Persuasion with Case Studies // Academy of Management Journal. Vol. 50. № 1. P. 20-24.

Skapinyecz R., Illes B., Banyai A. (2018) Logistic aspects of Industry 4.0 // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Vol. 448 (Proceedings of the XXIII International Conference on Manufacturing, 7-8 June 2018, Kecskemet, Hungary), Article 012014. Режим доступа: https://iopscience.iop.org/article//pdf, дата обращения 24.03.2020. DOI: https://doi.org/10.1088/1757-899X/448/1/012014

Stead R., Curwen P., Lawler K. (1997) Industrial Economics. Theory, Applications and Policy. London: McGraw-Hill.

Stemberger M.I., Erjavec J., Manfreda A., Jaklic J. (2019) Patterns of approaches to digital transformation: An institutional arrangements perspective // Economic & Business Review. Vol. 21. № 3. P. 467-492. DOI: https://doi.org/10.15458/ebr.93

Szalavetz A. (2017a) Upgrading and value capture in global value chains in Hungary: More complex than what the smile curve suggests // Foreign Direct Investment in Central and Eastern Europe: Post-Crisis Perspectives / Ed. S. Balazs. London: Palgrave. P. 127-150. Режим доступа: , дата обращения 24.03.2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-40496-7_6

Szalavetz A. (2017b) Industry 4.0 in 'factory economies // Condemned to be left behind? Can Central and Eastern Europe emerge from its low-wage model? / Eds. B. Galgoczi, J. Drahokoupil. Brussels: ETUI. P. 133-152. Режим доступа: https://www.etui.org/sites/default/files/Chapter%205_6.pdf, дата обращения 24.03.2020.

Tchoffa D., Figay N., Ghodous P., Exposito E., Kermad L., Vosgien T., El Mhamedi A. (2016) Digital factory system for dynamic manufacturing network supporting networked collaborative product development // Data & Knowledge Engineering. Vol. 105. P. 130-154. Режим доступа: , дата обращения 24.03.2020. DOI: https://doi.org/10.1016/j.datak.2016.02.004

Teece D.J. (2017) Towards a capability theory of (innovating) firms: Implications for management and policy // Cambridge Journal of Economics. Vol. 41. № 3. P. 693-720. Режим доступа: , дата обращения 24.03.2020. DOI: https://doi.org/10.1093/cje/bew063

WEF (2019) White Paper Global Lighthouse Network: Insights from the Forefront of the Fourth Industrial Revolution. Geneva: World Economic Forum, McKinsey. Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Lighthouse_Network.pdf, дата обращения 20.03.2020.

Wang S., Wan J., Li D., Zhang Ch. (2016) Implementing Smart Factory of Industrie 4.0: An Outlook // International Journal of Distributed Sensor Networks. Vol. 12. № 1, art. 3159805. Режим доступа: , дата обращения 24.03.2020. DOI: https://doi.org/10.1155/2016/3159805

Wernerfelt B. (2013) Small Forces and Large Firms: Foundations of the RBV // Strategic Management Journal. Vol. 34. № 6. P. 635-643. Режим доступа: , дата обращения 24.03.2020. DOI: https://doi.org/10.1002/smj.2043

West J., Salter A., Vanhaverbeke W., Chesbrough H. (2014) Open innovation: The next decade // Research Policy. Vol. 43. № 5. P. 805-811. Режим доступа: , дата обращения 24.03.2020. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2014.03.001

Zielinski M. (2016) Przemysl 4.0 w polskich fabrykach [Industry 4.0 in Polish factories]. Режим доступа: https://www.astor.com.pl/biznes-i-produkcja/raport-przemysl-4-0-polskich-fabrykach/, дата обращения 20.03.2020 (in Polish).

Zott C., Amit R., Massa L. (2011) The Business Model: Recent Developments and Future Research // Journal of Management. Vol. 37. № 4. P. 1019-1042. Режим доступа: https://doi.org/10.1177%2F0149206311406265, дата обращения 20.03.2020.

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.