Аннотация
Разработка сценариев широко применяется для снижения неопределенности при принятии решений в условиях быстро меняющейся деловой среды. В то же время, поскольку многие руководители нацелены на краткосрочные результаты из страха перед непредсказуемым будущим и неспособности осмыслить его альтернативные варианты, опыт сценарного планирования зачастую оказывается неудачным.
В статье анализируются факторы, которые влияют на готовность принимающих решения лиц к сценарному планированию. Авторы полагают, что для повышения заинтересованности менеджеров в этой деятельности и отдачи от нее необходимо выявить потребителей определенных идей, концепций, ожиданий, компетенций. В частности, выдвигаются и проверяются предположения о том, что выбор адекватных целей для сценарного планирования, упорство в их достижении, позитивные ожидания и регулярность этой работы с большей вероятностью повысят интерес к ней руководителей и стейкхолдеров.
Представленные результаты, апробированные на наиболее распространенном, интуитивно-логическом, подходе к сценарному планированию, по мнению авторов, послужат отправной точкой для дальнейших эмпирических исследований. Они могли бы состоять в сравнительной оценке выдвинутых гипотез и других востребованных методологий, включая вероятностные модифицированные тренды, конкурентную разведку и анализ перекрестных эффектов.
Литература
Amer M., Daim T.E., Jetter A. (2013) A review of scenario planning // Futures. Vol. 46. P. 23-40.
Ariely D., Norton M.I. (2009) Conceptual consumption // Annual Review of Psychology. Vol. 60. P. 475-499.
Armor D.A., Taylor S.E. (1998) Situated optimism: Special outcome expectancies and self-regulation // Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 30. P. 309-379.
Bradfield R., Wright G., Burt G., Cairns G., Van Der Heijden K. (2005) The origins and evolution of scenario techniques in long range business planning // Futures. Vol. 37. № 8. Р. 795-812.
Cairns G., Sliwa M., Wright G. (2009) Problematizing international business futures through a critical scenario method // Futures. Vol. 42. № 9. Р. 971-979.
Cesario J., Grant H., Higgins E.T. (2004) Regulatory fit and persuasion: Transfer from feeling right // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 86. P. 388-404.
Chen M., Bargh J. (1997) Non-conscious behavioural confirmation processes: The self-fulfilling consequences of automatic stereotype activation // Journal of Experimental Social Psychology. Vol. 43. P. 719-726.
Cunha M., Palma P., Costa N. (2006) Fear of foresight: Knowledge and ignorance in organizational foresight // Futures. Vol. 38. № 8. Р. 942-955.
Fang X., Singh S., Ahluwalia R. (2007) An examination of different explanations for the mere exposure effect // Journal of Consumer Research. Vol. 34. № 1. Р. 97-103.
Ferraro R., Bettman J.R., Chartrand T.L. (2009) The power of strangers: The effect of incidental consumer brand encounters on brand choice // Journal of Consumer Research. Vol. 35. № 5. P. 729-741.
Fishbach A., Dhar R. (2005) Goals as excuses or guides: The liberating effect of perceived goal progress on choice // Journal of Consumer Research. Vol. 32. P. 370-377.
Fiske S., Taylor S. (2008) Social cognition: From brains to culture. New York: McGraw-Hill.
Fitzsimons G., Morwitz V. (1996) The effect of measuring intent on brand: Level purchase behavior // Journal of Consumer Research. Vol. 23. P. 1-11.
Foster M.J. (1993) Scenario planning for small businesses // Long Range Planning. Vol. 26. № 1. Р. 123-129.
Gollwitzer P.M., Moskowitz G.B. (1996) Goal effects on action and cognition // Social psychology: Handbook of basic principles / Eds. E.T. Higgins, A.W. Kruglanski. New York: Guildford. P. 361-399.
Higgins E.T. (2000) Making a good decision: Value from fit // American Psychology. Vol. 55. P. 1217-1230.
Higgins E.T. (2005) Value from regulatory fit // Current Directions in Psychological Science. Vol. 14. P. 209-213.
Hodgkinson G.P., Healey M.P. (2008) Toward a (pragmatic) science of strategic intervention: Design propositions for scenario planning // Organization Studies. Vol. 29. № 3. Р. 435-457.
Hong J.W., Lee A.Y. (2008) Be fit and be strong: Mastering self-regulation through regulatory fit // Journal of Consumer Research. Vol. 34. P. 682-695.
Jung Y., Pawlowski S.D. (2009) Consuming bits: An exploratory study of user goals for virtual consumption. Paper presented at the ICIS 2009 Conference. Режим доступа: http://aisel.aisnet.org/icis2009/31, дата обращения 15.07.2015.
Koestner R., Lekes N., Powers T.A., Chicoine E. (2002) Attaining personal goals: Self-concordance plus implementation intentions equals success // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 83. № 1.Р. 231-244.
Mackay B., McKiernan P. (2006) Back to the future: History and the diagnosis of environmental context // International Studies of Management and Organisation. Vol. 36. № 3. Р. 93-109.
Morwitz V., Johnson E., Schmittlein D. (1993) Does measuring intent change behaviour? // Journal of Consumer Research. Vol. 20. P. 46-61.
Oettingen G., Gollwitzer P.M. (2001) Goal setting and goal striving // Blackwell Handbook of Social Psychology: Intra-Individual Processes / Eds. A. Tesser, N. Schwarz. London: Blackwell. P. 329-348.
Olson J.M., Roese N.J., Zanna M.P. (1996) Expectancies // Social psychology: Handbook of basic principles / Eds. E.T. Higgins, A.W. Kruglanski. P. 211-238.
Sarpong D., Maclean M. (2011) Scenario thinking: A practice-based approach for the identification of opportunities for innovation // Futures. Vol. 43. № 10. Р. 1154-1163.
Sarpong D., O'Regan N. (2014) The organizing dimensions of strategic foresight in high-velocity environment // Strategic Change. Vol. 23. № 3-4. Р. 125-132.
Schlange L. (1997) Building blocks for the strategic conversation // Futures. Vol. 29. № 9. Р. 877-880.
Simmons J.P., Nelson L.D. (2006) Intuitive confidence: Choosing between intuitive and non-intuitive alternatives // Journal of Experimental Psychology. Vol. 135. № 3. P. 409-428.
Van der Heijden K. (1996) Scenarios: the art of strategic conversation. Chichester, New York: John Wiley & Sons.
Varum C.A., Melo C. (2010) Directions in scenario planning literature: A review of the past decades // Futures. Vol. 42. P. 355-369.
Vaughn L.A., Malik J., Schwartz S., Petkova Z., Trudeau L. (2006) Regulatory fit as input for stop rules // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 91. № 4. Р. 601-611.
Weiner B. (1986) An attributional theory of motivation and emotion. New York: Springer-Verlag.
Whittlesea B.W. (1993) Illusions of familiarity // Journal of Experimental Psychology: Learning. Vol. 19. P. 1235-1253.
Wright G., Cairns G. (2011) Scenario Thinking: Practical approaches to the future. Basingstoke, New York: Palgrave Macmillan.
Zajonc R.B. (1968) Attitudinal effects of mere exposure // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 9. № 2. Р. 1-27.
Zeelenberg M., Van Dijk W.W., Manstead A.S., van der Pligt J. (2000) On bad decisions and disconfirmed expectancies: The psychology of regret and disappointment // Cognition & Emotion. Vol. 14. № 4. Р. 521-541.
Zeelenberg M., van Dijk W.W., van der Pligt J., Manstead A.S.R., van Empelen P., Reinderman D. (1998) Emotional reactions to outcomes of decisions: The role of counterfactual thought in the experience of regret and disappointment // Organizational Behavior and Human Decision Processes. Vol. 75. P. 117-141.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.