Аннотация
В условиях технологических и социальных перемен бизнес сталкивается с вызовами усложнения среды деятельности. Требуются новые бизнес-модели, которые бы учитывали беспрецедентно широкий охват возникающих факторов. Среди таких подходов выделяется интегральная модель, позволяющая адаптироваться к новому уровню развития общества и освоить новый контекст. Подходы к разработке интегральной модели пока еще в процессе формирования, поскольку требуется более глубокое изучение современного сетевого общества, его ценностей, ориентиров и предпочтений. Учет такой сложности требует нелинейных подходов, мышления категориями сложных динамических систем. С этой точки зрения, взаимодействуя с усложняющейся средой, компаниям целесообразно рассматривать себя как элемент масштабной системы горизонтальных, социальных связей, в которой представление о социальной ответственности приобретает новые смыслы.
Внедрить интегральные подходы в рамках традиционного мышления особенно сложно ввиду многообразия и многослойности факторов, меняющих контекст деятельности компаний. Трансформация корпоративного управления и подходов к социальной ответственности представляет собой нелинейный процесс, направляемый цепочкой событий, связанных с изменением потребительского поведения и другими аспектами. Подобные экспоненциальные изменения характеризуются глубокими и кумулятивными последствиями, кардинально меняют сферы деятельности, общественные отношения и институты. В статье продемонстрирован кейс компании, которой, несмотря на сложности, удалось внедрить подобный подход и сохранить динамичные темпы развития.
Литература
Boons F., Ludeke-Freund F. (2013) Business model for sustainable innovation: state-of-the-art and steps toward a research agenda // Journal of Cleaner Production. Vol. 45. P. 9-19. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2012.07.007
Deloitte (2018) Deloitte Millennial Survey. Millennials Disappointed in Business Unprepeared for Industry 4.0. Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/About-Deloitte/gx-2018-millennial-survey-report.pdf, дата обращения 26.06.2020.
Deloitte (2019) The Deloitte Global Millennial Survey 2019. Societal Discord and Technological Transformation Create a Generation Disrupted. Режим доступа: https://www2.deloitte.com/global/en/pages/about-deloitte/articles/millennialsurvey, дата обращения 26.06.2020.
Drucker P.F. (1994) The Theory of the Business // Harvard Business Review. Vol. 72 (September-October). P. 95-104.
FRC (2018) UK Corporate Governance Code. London: Financial Reporting Council. Режим доступа: https://www.frc.org.uk/getattachment/88bd8c45-50ea-4841-95b0-d2f4f48069a2/2018-UK-Corporate-Governance-Code-FINAL.pdf, дата обращения 06.01.2020.
GSIA (2019) Global Sustainable Investment Review. Global Sustainable Investment Alliance Report 2019. Brussels, Sydney, London, Utrecht, Washington D.C.: Global Sustainable Investment Alliance Режим доступа: http://www.gsi-alliance.org/wp-content/uploads/2019/03/GSIR_Review2018.3.28.pdf, дата обращения 30.10.2019.
Gallup (2016) How Millennials Want to Work and Live. Режим доступа: https://www.gallup.com/workplace/238073/millennials-work-live.aspx, дата обращения 26.06.2020.
Geissdoerfer M., Vladimirova D., Evans S. (2018) Sustainable business model innovation: A review // Journal of Cleaner Production. Vol. 198. P. 401-416. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2018.06.240
Goleman D. (2019) Millennials: The purpose generation. Режим доступа: https://www.kornferry.com/institute/millennials-purpose-generation, дата обращения 26.06.2020.
Hellsten S., Mallin Ch. (2006) Are Ethical or Socially Responsible Investments Socially Responsible?// Journal of Business Ethics. Vol. 66. № 4. P. 393-406. DOI: https://doi.org/10.1007/s10551-006-0001-x
Johnson M.W., Christensen C.M., Kagermann H. (2008) Reinventing Your Business Model // Harvard Business Review. Vol. 87 (December). P. 52-60.
Laroche M., Bergeron J., Barbaro-Forleo G. (2001) Targeting consumers who are willing to pay more for environmentally friendly products // Journal of Consumer Marketing. Vol. 18. № 6. P. 503-520. DOI: https://doi.org/10.1108/EUM0000000006155
Michalak R. (2019) The key metric is how Ben & Jerry's measures success // Fast Company. 01.05.2019. Режим доступа: https://www.fastcompany.com/90287777/this-key-metric-is-how-ben-jerrys-measures-success, дата обращения 26.06.2020.
Michel J.B., Shen Y.K., Aiden A.P., Veres A., Gray M.K. (2011) Quantitative Analysis of Culture using Millions of Digitized Books // Science. Vol. 331. № 6014, pp. 176-182. DOI: https://doi.org/10.1126/science.1199644
OECD (2020) Tackling Coronavirus (COVID-19). Contributing to a Global Effort. COVID-19 and Responsible Business Conduct. Paris: OECD. Режим доступа: http://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/covid-19-and-responsible-business-conduct-02150b06/, дата обращения 02.06.2020.
Page M., Spira L.F. (2016) Corporate governance as custodianship of the business model // Journal of Management and Governance. Vol. 20. № 2. P. 213-228. DOI: https://doi.org/10.1007/s10997-016-9343-7
Pine II B.J., Gilmore J.H. (1998) Welcome to the experience economy // Harvard Business Review (July-August). P. 97-105.
Porter M.E. (1996) What is the strategy? // Harvard Business Review. Vol. 74 (November-December). P. 61-78.
Schwab K. (2019) Davos Manifesto 2020: The Universal Purpose of a Company in the Fourth Industrial Revolution. Geneva: World Economic Forum. Режим доступа: https://www.weforum.org/agenda/2019/12/davos-manifesto-2020-the-universal-purpose-of-a-company-in-the-fourth-industrial-revolution/ дата обращения 02.06.2020.
Subramanian G. (2015) Corporate Governance 2.0 // Harvard Business Review. Vol. 93. № 3. Р. 96-105.
Upward A., Jones P.H. (2015) An ontology for strongly sustainable business models: Defining an enterprise framework compatible with natural and social science // Organization & Environment. Vol. 29. № 1. P. 97-123. DOI: https://doi.org/10.1177/1086026615592933
Van der Elst Ch., Vermeulen E.P.M. (2011) Corporate Governance 2.0: Assessing the Corporate Governance Green Paper of the European Commission // European Company Law. Vol. 8. № 4. P. 165-174. Режим доступа: https://research.tilburguniversity.edu/en/publications/corporate-governance-20-assessing-the-green-paper-of-the-european, дата обращения 06.01.2020.
Visser W. (2011) CSR 2.0: Transforming the Role of Business in Society // Social Space. № 4. P. 26-35. Режим доступа: https://ink.library.smu.edu.sg/lien_research/87/, дата обращения 06.01.2020.
WEF (2020) COVID Action Plan. Stakeholder principles in the COVID era. Geneva: World Economic Forum. Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Stakeholder_Principles_COVID_Era.pdf, дата обращения 02.06.2020.
Миловидов В.Д. (2015a) Управление инновационным процессом: как эффективно использовать информацию // Нефтяное хозяйство. № 6. C. 10-16.
Миловидов В.Д. (2015b) Управление рисками в условиях асимметрии информации: отличай отличимое // Мировая экономика и международные отношения. № 8. С. 14-24.
Миловидов В.Д. (2017) Информационная асимметрия и большие данные: грядет ли пересмотр парадигмы финансового рынка? // Мировая экономика и международные отношения. Т. 61. № 3. C. 5-14.
Миловидов В.Д. (2019) Симметрия заблуждений: факторы неопределенности финансового рынка в условиях технологической революции. М.: Магистр.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.