Аннотация
Деятельность наукоемких стартапов играет значимую роль в экономическом развитии многих стран. Однако создание таких предприятий — рискованная инициатива. Для ее успеха требуется сочетать исследовательские, технологические и деловые навыки, что удается лишь немногим. С особыми трудностями в этом отношении сталкиваются недавние выпускники технических вузов, не обладающие ни теми, ни другими компетенциями. Для их обретения начинающим предпринимателям крайне важно уметь выстраивать отношения со стейкхолдерами. В статье исследуется специфика этого процесса на примере турецких компаний. Представлены обзор литературы, посвященной различным теориям стейкхолдерских отношений, методология авторского исследования, включая проведение глубинных интервью с основателями наукоемких стартапов и анализ результатов, обосновано использование качественного подхода. Кейсы анализируются по нескольким аспектам, таким как обучение в ходе взаимодействия со стейкхолдерами, обретение репутации за счет этичного и пассионарного подхода к ведению бизнеса. Сформулированы три базовые гипотезы как предмет дальнейших исследований.
Основной вывод работы заключается в том, что развитие любой компании протекает под воздействием двух противоборствующих сил — одни стейкхолдеры оказывают ей поддержку, другие бросают вызов, причем на разных этапах они могут переходить из одной категории в другую. Предприниматель способен извлечь преимущества при достижении баланса между этими силами. В наибольшей степени перспективы компании определяются действиями членов семьи и управляющих грантом государственных чиновников на начальном этапе ее развития, а также этическим и страстным подходом к ведению бизнеса самими предпринимателями, облегчающим привлечение новых стейкхолдеров. Уточнение характера этих связей является предметом дальнейших исследований. Подобный анализ позволит понять, как создаются наукоемкие стартапы, с какими проблемами они сталкиваются в процессе трансформации в крупные корпорации, и на этой основе разрабатывать релевантные программы развития, расширяющие возможности владельцев новых наукоемких компаний.
Литература
Anderson A.R., Jack S.L., Dodd S.D. (2005) The role of family members in entrepreneurial networks: Beyond the boundaries of the family firm // Family Business Review. Vol. 18. № 2. Р. 135-154.
Bazerman M.H., Neale M.A. (1992) Negotiating rationally. New York: Free Press.
Brüderl J., Preisendörfer P. (1998) Network support and the success of newly founded businesses // Small Business Economics. Vol. 10. № 3. Р. 213-225.
Bygrave W.D., Hay M., Ng E., Reynolds P. (2003) A Study of Informal Investing in 29 Nations Composing The Global Enterprise Monitor // Venture Capital: An International Journal of Entrepreneurial Finance. Vol. 5. P. 101-116.
Conti A., Thursby M., Rothaerme F. (2013) Show Me the Right Stuff: Signals for High-Tech Startups // Journal of Economics & Management Strategy. Vol. 22. № 2. Р. 341-364.
Cope J. (2005) Toward a dynamic learning perspective of entrepreneurship // Entrepreneurship Theory and Practice. Vol. 29. № 4. Р. 373-397.
Coviello N.E., Jones M.V. (2004) Methodological Issues in International Entrepreneurship Research // Journal of Business Venturing. Vol. 19. № 4. Р. 485-508.
Dalley H., Hamilton B. (2000) Knowledge, context and learning in the small business // International Small Business Journal. Vol. 18. № 3. Р. 51-59.
Daniels C., Hofer C. (1993) Characteristics of successful and unsuccessful entrepreneurial faculty and their innovative research teams // Frontiers of Entrepreneurship Research / Eds. N. Churchill, S. Birley, W. Bygrave, J. Doutriaux, E. Gatewood, F. Hoy, W. Wetzel. Wellesley, MA: Babson College. P. 598-609.
Deakins D., Freel M. (1998) Entrepreneurial learning and the growth process in SMEs // The Learning Organisation. Vol. 5. № 3. Р. 144-155.
Dutta D.K., Thornhill S. (2014) Venture Cognitive Logics, Entrepreneurial Cognitive Style and Growth Intentions: A Conceptual Model and an Exploratory Field Study // Entrepreneurship Research Journal. Vol. 4. № 2. P. 147-166. DOI: https://doi.org/10.1515/erj-2012-0004
Eriksson P., Kovalainen A. (2008) Qualitative methods in business research. London: Sage.
Evers N., Andersson S., Hannibal M. (2012) Stakeholders and Marketing Gapabilities in International New Ventures: Evidence from Ireland, Sweden, and Denmark // Journal of International Marketing. Vol. 20. № 4. Р. 46-71.
Freeman R.E. (1984) Strategic management: A stakeholder approach. Cambridge, MA: Pitman.
Frooman J. (1999) Stakeholder influence strategies // Academy of Management Review. Vol. 24. P. 191-205.
Gans J.S., Stern S. (2003) The product market and the market for ideas: Commercialization strategies for technology entrepreneurs // Research Policy. Vol. 32. № 2. Р. 333-350.
Gibb A.A. (1997) Small firms' training and competitiveness: Building on the small business as a learning organization // International Small Business Journal. Vol. 15. № 3. Р. 13-29.
Greve A., Salaff J.W. (2003) Social networks and entrepreneurship // Entrepreneurship Theory and Practice. Vol. 28. № 4. Р. 1-22.
Helfat C.E., Finkelstein S., Mitchell W., Margaret P., Singh H., Teece D., Winter S.G. (2007) Dynamic Capabilities: Understanding Strategic Change in Organizations. London: Blackwell.
Honig B., Samuelson M. (2009) Business planning and venture level performance: Challenging the institution of planning (Swedish Entrepreneurship Forum WP № 05). Örebro: Örebro University. Available at: http://entreprenorskapsforum.se/wp-content/uploads/2013/03/WP_05.pdf, accessed 31.01.2016.
Julien P. (1995) New technologies and technological information in small businesses // Journal of Business Venturing. Vol. 10. № 6. Р. 459-475.
Lawler E.J., Yoon J. (1996) Commitment in exchange relations: Test of a theory of relational cohesion // American Sociological Review. Vol. 61. № 1. Р. 89-108.
MSIT (2014) 2009-2014 Teknogirişim Dönem Raporu. Ankara: Turkish Ministry of Science, Industry and Technology. Режим доступа: http://sagm.sanayi.gov.tr/userfiles/file/Teknogiri%C5%9Fim%20Sermayesi%20Deste%C4%9Fi/TGSD%2009-14%20D%C3%96NEM%20RAPORU%20REV%C4%B0ZYON%200409.pdf, дата обращения 19.03.2016.
Maxwell J.A. (1996) Qualitative Research Design: An Interactive Approach. Thousand Oaks, CA: Sage.
Mitchell R.K., Agle B.R., Wood D.J. (1997) Toward a theory of stakeholder identification and salience: Defining the principle of who and what really counts // Academy of Management Review. Vol. 22. № 4. Р. 853-886.
Neves P., Story J. (2015) Ethical Leadership and Reputation: Combined Indirect Effects on Organizational Deviance // Journal of Business Ethics. Vol. 127. P. 165-176.
OECD (2003) The Policy Agenda for Growth. Paris: OECD.
Patton M.Q. (2002) Qualitative Research and Evaluation Methods. Thousand Oaks, CA: Sage.
Pfeffer J., Salancik G. (1978) The external control of organizations: A resource dependence perspective. New York: Harper & Row.
Postle D. (1993) Putting the Heart Back into Learning // Using Experience for Learning / Eds. D. Boud, R. Cohen, D. Walker. Buckingham: SRHE, Open University Press. P. 33-45.
Rosenblatt P.C., de Mik L., Anderson R.M., Johnson P.A. (1985) The Family in Business. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
Sarasvathy S., Venkatamaran S. (2011) Entrepreneurship as Method: Open Questions for an Entrepreneurial Future // Entrepreneurship Theory and Practice. Vol. 35. № 1. P. 113-135. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1540-6520.2010.00425.x
Sarasvathy S.D. (2001) Causation and effectuation: Toward a theoretical shift from economics inevitability to entrepreneurial contingency // Academy of Management Review. Vol. 26. № 2. Р. 243-263.
Sarasvathy S.D. (2008) Effectuation: Elements of Entrepreneurial Expertise. Cheltenham: Edward Elgar.
Schlange L.E. (2009) Stakeholder identification in sustainability entrepreneurship: The role of managerial and organisational cognition // Greener Management International. Vol. 55. P. 13-32.
Scottish Executive (2001) A Smart Successful Scotland: Ambitions for the Enterprise Networks. Edinburgh: HM Stationary Office.
Sirolli E. (2003) Ripples from the Zambesi. Passion. Entrepreneurship and the rebirth of local economies. Gabriola Island, Canada: New Society Publishers.
Steyaert C. (1997) A qualitative methodology for process studies of entrepreneurship: Creating local knowledge through stories // International Studies of Management and Organization. Vol. 27. № 2. Р. 13-33.
Strauss A.L., Curbin J.M. (1990) Basics of Qualitative Research: Techniques and Procedures for Developing Grounded Theory. Thousand Oaks, CA: Sage.
Thompson L., Gentner D., Loewenstein J. (2000) Avoiding missed opportunities in managerial life: Analogical training more powerful than individual case training // Organizational Behavior and Human Decision Processes. Vol. 82. № 1. P. 60-75.
Young J.E., Sexton D.L. (1997) Entrepreneurial Learning: A Conceptual Framework // Journal of Enterprising Culture. Vol. 5. № 3. P. 223-248.
Zahra H., Sapienza J., Davidsson P. (2006) Entrepreneurship and Dynamic Capabilities: A Review, Model and Research Agenda // Journal of Management Studies. Vol. 43. № 4. Р. 917-955.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.