Вклад компаний в накопление человеческого капитала: межстрановый анализ
PDF Рус
PDF (English)

Ключевые слова

высшее образование
человеческий капитал
руководители компаний
непрерывное образование
дополнительное обучение взрослых
образовательное неравенство
профессиональные навыки
инновационная деятельность компаний

Как цитировать

БондаренкоН. (2015). Вклад компаний в накопление человеческого капитала: межстрановый анализ. Форсайт, 9(2), 22-37. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2015.2.22.37

Аннотация

В статье исследуется характер накопления человеческого капитала на примере участия взрослого экономически активного населения в основных видах непрерывного образования. Запрос на развитие последнего в современной экономике предъявляют работодатели, заинтересованные в постоянном усилении компетенций и повышении квалификации работников. Драйвером этого процесса выступают компании, вовлеченные в инновационную деятельность. По формальным показателям Россия занимает достаточно высокие позиции в мире по уровню профессиональной подготовки работников, которые, однако, менее активно обновляют свои знания и навыки посредством непрерывного образования в сравнении со своими европейскими коллегами. Социологические замеры в нашей стране фиксируют значительный разрыв в показателях участия в непрерывном образовании между руководящими и рядовыми работниками, а также демонстрируют провалы в механизме трансляции новых знаний и компетенций внутри российских компаний. Подобные диспропорции, в свою очередь, служат ограничением для инновационной деятельности. В статье рассматриваются некоторые компенсаторные механизмы корпоративного и государственного уровней управления, нацеленные на выравнивание описанного дисбаланса в образовательной сфере. Максимальной отдачи от инвестиций в обучение можно достигнуть лишь при синхронизации «продвинутых» знаний, полученных наиболее активно участвующими в непрерывном образовании руководящими работниками с процессом обучения внутри компаний. Ключевым звеном, своего рода пропонентами перемен в такой системе становятся руководители среднего звена, выступающие в роли наставников (mentors) для работников.Статья основана на сопоставлении результатов социологических обследований, проведенных за рубежом, с данными опроса руководителей отечественных компаний из шести секторов экономики, полученными в рамках мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ совместно с Левада-центром при поддержке Минобрнауки России. В статье оценивается вовлеченность руководителей и рядового персонала российских компаний в непрерывное образование, а также роль отечественных работодателей в его организации в сравнении с практиками стран Евросоюза и ОЭСР.

https://doi.org/10.17323/1995-459X.2015.2.22.37
PDF Рус
PDF (English)

Литература

BIS (2012) National adult learner survey 2010. BIS research paper number 63. London: Department for Business, Innovation and Skills.

Bennis W., Bene K.D., Chin R. (1961) The planning of change. New York: Holt, Rinehart & Winston.

Blanden J., McNally S. (2015) Reducing inequality in education and skills: Implications for economic growth. EENEE Analytical report № 21. Brussels: European Commission.

Cedefop (2013) Piloting a European employer survey on skill needs illustrative findings. Research paper № 36. Luxembourg: Publications Office of the European Union.

De Broeck V. (2008) Small companies less likely to offer continuing vocational training. Dublin: European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions.

EBRD (2014) Business environment and enterprise performance survey 2012-2013 database. Режим доступа: http://ebrd-beeps.com/data/2012-2013/, дата обращения 17.02.2015.

European Commission (2004) Eurobarometer 62. Brussels: European Commission.

European Commission (2014) Education and training monitor 2014. Brussels: Directorate-General of Education and Culture.

Eurostat (2005) Statistics in focus. Lifelong learning in Europe (8/2005). Paris: Eurostat.

Eurostat (2010) Continuing Vocational Training Survey (CVTS). Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/cache/metadata/en/trng_cvts_esms.htm, дата обращения 15.03.2015.

Eurostat (2011) Adult Education Survey database. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/cache/metadata/en/trng_aes_esms.htm, дата обращения 17.02.2015.

Eurostat (2015) EU Labour Force Survey results. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/cache/metadata/en/tsdsc440_esmsip.htm, дата обращения 17.02.2015.

Gokhberg L., Poliakova V. (2014) Innovative Activities and Skills. The Global Innovation Index 2014. The Human Factor in Innovation, Geneva, Fontainebleau, Ithaca, NY: Cornell University, INSEAD, and WIPO, pp. 93-99.

Healy А., Smith M., Regeczi D., Binda Zane E., Klaassens E., Woodcraft P., Dodd J., Farrar P., Rademaekers K. (2011) Lags in the EU economy’s response to change. Rotterdam: ECORYS.

Janssens J. (2001) Innovations in Lifelong Learning: Capitalizing on ADAPT. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities.

Kik G., Winterbotham M., Vivian D., Shury J., Davies B. (2014) Employer Skills Survey 2013: UK results. London: UK Commission for Employment and Skills.

Manpowergroup (2014) The talent shortage continues. How the ever changing role of HR can bridge the gap (talent shortage survey). Milwaukee, WI: Manpowergroup.

OECD (2014) Education at glance. Paris: OECD.

PEW Research (2013) Higher education, gender and work survey database. Режим доступа: http://www.pewsocialtrends.org/2014/12/22/higher-education-gender-work/, дата обращения 07.02.2015.

Verdonschot S. (2009) Learning to innovate. A series of studies to explore and earning in innovation practice. Twente: University of Twente.

West M., Patterson M., Dawson J., Nickell S. (1999) The effectiveness of top management groups in manufacturing organizations. London: London school of Economics and political science.

Гохберг Л.М. (ред.) (2012) Экономика знаний в терминах статистики: наука, технологии, инновации, образование, информационное общество. Словарь. М.: Экономика.

Коновалова В. (2008) Мировые тенденции обучения и развития персонала и ситуация в России // Кадровик. Кадровый менеджмент. № 9. Режим доступа: http://www.case-hr.com/statiyi-i-otcheti/35008.html, дата обращения 24.03.2015.

Красильникова М.Д., Бондаренко Н.В. (2014) Требования работодателей к текущим и перспективным профессиональным компетенциям персонала // Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень. №1 (75). М.: НИУ ВШЭ.

Красильникова М.Д., Бондаренко Н.В., Харламов К.А. (2005) Спрос на рабочую силу - мнение работодателей // Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень. №1 (19). М.: ГУ-ВШЭ.

НИУ ВШЭ (2013) Индикаторы образования: 2013. Стат. сб. М.: НИУ ВШЭ.

Трубин Г.А. (2011) Инновационная активность населения в дополнительном профессиональном образовании (социологическое исследование Тюменской области) // Профессиональное образование в России и за рубежом. Т. 2. № 4. С. 61-65.

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.