Аннотация
В статье исследуется характер накопления человеческого капитала на примере участия взрослого экономически активного населения в основных видах непрерывного образования. Запрос на развитие последнего в современной экономике предъявляют работодатели, заинтересованные в постоянном усилении компетенций и повышении квалификации работников. Драйвером этого процесса выступают компании, вовлеченные в инновационную деятельность. По формальным показателям Россия занимает достаточно высокие позиции в мире по уровню профессиональной подготовки работников, которые, однако, менее активно обновляют свои знания и навыки посредством непрерывного образования в сравнении со своими европейскими коллегами. Социологические замеры в нашей стране фиксируют значительный разрыв в показателях участия в непрерывном образовании между руководящими и рядовыми работниками, а также демонстрируют провалы в механизме трансляции новых знаний и компетенций внутри российских компаний. Подобные диспропорции, в свою очередь, служат ограничением для инновационной деятельности. В статье рассматриваются некоторые компенсаторные механизмы корпоративного и государственного уровней управления, нацеленные на выравнивание описанного дисбаланса в образовательной сфере. Максимальной отдачи от инвестиций в обучение можно достигнуть лишь при синхронизации «продвинутых» знаний, полученных наиболее активно участвующими в непрерывном образовании руководящими работниками с процессом обучения внутри компаний. Ключевым звеном, своего рода пропонентами перемен в такой системе становятся руководители среднего звена, выступающие в роли наставников (mentors) для работников.Статья основана на сопоставлении результатов социологических обследований, проведенных за рубежом, с данными опроса руководителей отечественных компаний из шести секторов экономики, полученными в рамках мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ совместно с Левада-центром при поддержке Минобрнауки России. В статье оценивается вовлеченность руководителей и рядового персонала российских компаний в непрерывное образование, а также роль отечественных работодателей в его организации в сравнении с практиками стран Евросоюза и ОЭСР.
Литература
BIS (2012) National adult learner survey 2010. BIS research paper number 63. London: Department for Business, Innovation and Skills.
Bennis W., Bene K.D., Chin R. (1961) The planning of change. New York: Holt, Rinehart & Winston.
Blanden J., McNally S. (2015) Reducing inequality in education and skills: Implications for economic growth. EENEE Analytical report № 21. Brussels: European Commission.
Cedefop (2013) Piloting a European employer survey on skill needs illustrative findings. Research paper № 36. Luxembourg: Publications Office of the European Union.
De Broeck V. (2008) Small companies less likely to offer continuing vocational training. Dublin: European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions.
EBRD (2014) Business environment and enterprise performance survey 2012-2013 database. Режим доступа: http://ebrd-beeps.com/data/2012-2013/, дата обращения 17.02.2015.
European Commission (2004) Eurobarometer 62. Brussels: European Commission.
European Commission (2014) Education and training monitor 2014. Brussels: Directorate-General of Education and Culture.
Eurostat (2005) Statistics in focus. Lifelong learning in Europe (8/2005). Paris: Eurostat.
Eurostat (2010) Continuing Vocational Training Survey (CVTS). Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/cache/metadata/en/trng_cvts_esms.htm, дата обращения 15.03.2015.
Eurostat (2011) Adult Education Survey database. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/cache/metadata/en/trng_aes_esms.htm, дата обращения 17.02.2015.
Eurostat (2015) EU Labour Force Survey results. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/cache/metadata/en/tsdsc440_esmsip.htm, дата обращения 17.02.2015.
Gokhberg L., Poliakova V. (2014) Innovative Activities and Skills. The Global Innovation Index 2014. The Human Factor in Innovation, Geneva, Fontainebleau, Ithaca, NY: Cornell University, INSEAD, and WIPO, pp. 93-99.
Healy А., Smith M., Regeczi D., Binda Zane E., Klaassens E., Woodcraft P., Dodd J., Farrar P., Rademaekers K. (2011) Lags in the EU economy’s response to change. Rotterdam: ECORYS.
Janssens J. (2001) Innovations in Lifelong Learning: Capitalizing on ADAPT. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities.
Kik G., Winterbotham M., Vivian D., Shury J., Davies B. (2014) Employer Skills Survey 2013: UK results. London: UK Commission for Employment and Skills.
Manpowergroup (2014) The talent shortage continues. How the ever changing role of HR can bridge the gap (talent shortage survey). Milwaukee, WI: Manpowergroup.
OECD (2014) Education at glance. Paris: OECD.
PEW Research (2013) Higher education, gender and work survey database. Режим доступа: http://www.pewsocialtrends.org/2014/12/22/higher-education-gender-work/, дата обращения 07.02.2015.
Verdonschot S. (2009) Learning to innovate. A series of studies to explore and earning in innovation practice. Twente: University of Twente.
West M., Patterson M., Dawson J., Nickell S. (1999) The effectiveness of top management groups in manufacturing organizations. London: London school of Economics and political science.
Гохберг Л.М. (ред.) (2012) Экономика знаний в терминах статистики: наука, технологии, инновации, образование, информационное общество. Словарь. М.: Экономика.
Коновалова В. (2008) Мировые тенденции обучения и развития персонала и ситуация в России // Кадровик. Кадровый менеджмент. № 9. Режим доступа: http://www.case-hr.com/statiyi-i-otcheti/35008.html, дата обращения 24.03.2015.
Красильникова М.Д., Бондаренко Н.В. (2014) Требования работодателей к текущим и перспективным профессиональным компетенциям персонала // Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень. №1 (75). М.: НИУ ВШЭ.
Красильникова М.Д., Бондаренко Н.В., Харламов К.А. (2005) Спрос на рабочую силу - мнение работодателей // Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень. №1 (19). М.: ГУ-ВШЭ.
НИУ ВШЭ (2013) Индикаторы образования: 2013. Стат. сб. М.: НИУ ВШЭ.
Трубин Г.А. (2011) Инновационная активность населения в дополнительном профессиональном образовании (социологическое исследование Тюменской области) // Профессиональное образование в России и за рубежом. Т. 2. № 4. С. 61-65.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.