Аннотация
Концепция «треугольника знаний» как принцип укрепления связей между научной, образовательной и инновационной деятельностью стала ответом на обращенный со стороны политиков запрос к университетам, от которых ожидали более широкой социальной ответственности. Вместе с тем практические аспекты реализации университетами этой концепции остаются малоизученными. Авторы восполняют эту лакуну, исследуя те организационные и политические формы, которые эта деятельность принимает на уровне стратегий трех шведских университетов.
В статье подчеркивается, что, хотя «треугольник знаний» остается приоритетом государственной политики, конкретный механизм реализации подобного подхода недостаточно проработан, а ответственность за интеграцию лежит на самих университетах. Принципы производства знаний в университетах характеризуются широкой вариативностью с точки зрения как индивидуальных позиций и интерпретаций, так и стратегий управления и систем стимулирования. Три базовые функции университетов, как правило, реализуются изолированно, без должной координации, а университетский менеджмент не проявляет инициативы в отношении перераспределения функционала между сотрудниками. Задачи для индивидов и небольших коллективов формулируются нечетко, хотя некоторые ролевые модели эффективно справляются со своими функциями. Слабыми звеньями «треугольника знаний» оказываются ответственные за его операционализацию сотрудники, которые зачастую не располагают достаточными полномочиями и ресурсами.
Сформулированные авторами выводы намечают направления дальнейших исследований и применения их результатов в политике и управлении университетами.
Литература
Aghion P., Dewatripont M., Hoxby C., Mas-Colell A., Sapir A. (2008) Higher Aspirations: An Agenda for Reforming European Universities. Bruegel blueprint 5, July 2008. Brussels: Bruegel.
Benner M. (2013) Nordiska universitet i jakt på världsklass - En jämförelse mellan två universitet i Danmark och Sverige. Working paper/PM 2013:20. Östersund: Tillväxtanalys.
Benner M., Sörlin S. (2015) Samverkansuppgiften i ett historiskt och institutionellt perspektiv. Stockholm: Vinnova.
Bienenstock A., Schwaag-Serger S., Benner M., Lidgård A. (2014) Utbildning, forskning, samverkan. Vad kan svenska universitet lära av Stanford och Berkeley. Stockholm: SNS Förlag.
Bozeman B., Boardman C. (2014) Research Collaboration and Team Science: A State-of-the-Art Review and Agenda. Heidelberg; New York; Dordrecht; London: Springer International Publishing.
Buenstorf G. (2006) Is Academic Entrepreneurship Good or Bad for Science?: Empirical Evidence from the Max Planck Society. Jena (Germany): Max Planck Institiute of Economics.
CUT (2011) Areas of Advance. Bulletin № 1, November. Gothenburg (Sweden): Chalmers University of Technology.
CUT (2016) Årsredovisning 2015. Gothenburg (Sweden): Chalmers University of Technology.
Carlsson H., Kettis Å., Söderholm A. (2014) Research Quality and the Role of the University Leadership. Report commissioned by the Association of Swedish Higher Education (SUHF)/Experts’ Committee on Quality. Stockholm: Elanders Sverige AB.
Clark B.R. (1997) The modern integration of research activities with teaching and learning // Journal of Higher Education. Vol. 68. № 3. P. 241-255.
Clark B.R. (1998) Creating entrepreneurial universities: Organizational pathways of transformation. Bingley (UK): Emerald Group Publishing.
Colbeck C.L. (1998) Merging in a Seamless Blend: How Faculty Integrate Teaching and Research // The Journal of Higher Education. Vol. 69. № 6. Р. 647-671.
D'Este P., Perkmann M. (2011) Why do academics engage with industry? The entrepreneurial university and individual motivations // The Journal of Technology Transfer. Vol. 36. № 3. Р. 316-339.
Eriksson L., Heyman U. (2014) Resurser för utbildning och forskning. Dnr 14/014SUHF, April 2014. Stockholm: Sveriges universitets- och högskoleförbund (SUHF).
Etzkowitz H., Leydesdorff L. (2000) The Dynamics of Innovation: From National Systems and ‘Mode 2' to a Triple Helix of University-Industry-Government Relations // Research Policy. Vol. 29. № 2. Р. 109-123.
European Commission (2005) Mobilising the brainpower of Europe: Enabling universities to make their full contribution to the Lisbon strategy (COM(2005) 152 final). Brussels: European Commission.
Fagerberg J., Verspagen B. (2009) Innovation studies - The emerging structure of a new scientific field // Research Policy. Vol. 38. № 2. Р. 218-233.
Fogelberg H., Lundqvist M.A. (2012) Integration of academic and entrepreneurial roles: The case of nanotechnology research at Chalmers University of Technology // Science and Public Policy. Vol. 40. № 1. Р. 127-139. DOI: https://doi.org/10.1093/scipol/scs074
Geschwind L., Broström A. (2015) Managing the teaching-research nexus: Ideals and practice in research-oriented universities // Higher Education Research and Development. Vol. 34. № 1. Р. 60-73.
Gibbons M., Limoges C., Nowotny H. (1994) New Production of Knowledge. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.
Goosens M., Sjoer E. (2012) Expanding the concept of Knowledge Triangle to foster the working of the Triple Helix Model. Paper presented at the IACEE World Conference on CEE, UPV, Valencia, May 16-19, 2012.
Government of Sweden (2016) Trygghet och attraktivitet - En forskarkarriär för framtiden. Stockholm: Elanders Sverige AB. Режим доступа: http://www.regeringen.se/contentassets/e43bb9e3a614499e807857372bf19d4c/trygghet-och-attraktivitet-en-forskarkarriar-for-framtiden-sou-2016_29.pdf, дата обращения 06.04.2017.
Gulbrandsen M., Smeby J.-C. (2005) Industry funding and university professors' research performance // Research Policy. Vol. 34. № 6. Р. 932-950.
Hillemyr A., Hörstedt F., Lövsund P. (2015) Implementation of an organisational model to stimulate interaction between academia and industry. Paper presented at the University-Industry Interaction Conference (UIIN), Berlin, June 24-26, 2015.
Holmberg J. (2015) Speech by Vice President of Sustainability John Holmberg during workshop on innovation and sustainability transitions, organised by Chalmers Initiative for Innovation and Sustainability Transitions (CIIST), Gothenburg, November 17.
Holmén M., Ljungberg D. (2015) The teaching and societal services nexus: Academics' experiences in three disciplines // Teaching in Higher Education. Vol. 20. № 2. Р. 208-220.
Holmén M., Ljungberg D. (2016) Förnyelsens källor // Sveriges entrepreneuriella ekosystem / Eds. M. McKelvey, O. Zaring. Stockholm: Esbri. P. 150-163.
Jacob M. (2015) RIO Country Report Sweden 2014. Joint Research Centre Institute for Prospective Technological Studies, Science and Policy Report, EUR 27306 EN. Brussels: European Commission.
Jacob M., Lundqvist M., Hellsmark H. (2003) Entrepreneurial transformations in the Swedish university system: The case of Chalmers University of Technology // Research Policy. Vol. 32. № 9. Р. 1555-1568.
Jacobsson S., Perez Vico E. (2010) Towards a systemic framework for capturing and explaining the effects of academic R&D // Technology Analysis and Strategic Management. Vol. 22. № 7. Р. 765-787.
Laredo P. (2007) Revisiting the third mission of universities: Toward a renewed categorization of university activities? // Higher Education Policy. Vol. 20. № 4. Р. 441-456.
Larsen M.T. (2011) The implications of academic enterprise for public science: An overview of the empirical evidence // Research Policy. Vol. 40. № 1. Р. 6-19.
Lund University (2012) Strategic Plan Lund University 2012-2016. Lund (Sweden): Lund University.
Lund University (2015) Resultat av översyn av verksamheterna inom sektionen Forskning, samverkan och innovation. Rapport från utredningen 2015-10-15, Dnr STYR 2015/511. Lund (Sweden): Lund University.
Maassen P., Stensaker B. (2011) The knowledge triangle, European higher education policy logics and policy implications // Higher Education. Vol. 61. № 6. Р. 757-769.
Mansfield E. (1998) Academic research and industrial innovation: An update of empirical findings // Research Policy. Vol. 26. № 7. Р. 773-776.
Markkula M. (2013) The knowledge triangle: Renewing the university culture // The Knowledge Triangle: Re-inventing the Future / Еds. P. Lappalainen, M. Markkula. Brussels: European Society for Engineering Education (SEFI).
Marsh H.W., Hattie J. (2002) The relation between research productivity and teaching effectiveness: Complementary, antagonistic, or independent constructs? // The Journal of Higher Education. Vol. 73. № 5. Р. 603-641.
Martin B.R., Etzkowitz H. (2000) The Origin and Evolution of the University Species // VEST. № 3-4. Р. 7-32.
North D. (1990) Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge: Cambridge University Press.
OECD (2016a) Emerging Policy Issues in the Knowledge Triangle (DSTI/STP(2016)4). Paris: OECD.
OECD (2016b) OECD Reviews of Innovation Policy: Sweden 2016. Paris. OECD. Режим доступа: , дата обращения 23.02.2017. DOI: https://doi.org/10.1787/9789264250000-en
Perkmann M., King Z., Pavelin S. (2011) Engaging excellence? Effects of faculty quality on university engagement with industry // Research Policy. Vol. 40. № 4. Р. 539-552.
Perkmann M., Tartari V., McKelvey M., Autio E., Broström A., D'Este P., Fini R., Geuna A., Grimaldi R., Hughes A., Krabel S., Kitson M., Llerena P., Lissoni F., Salter A., Sobrero M. (2013) Academic engagement and commercialisation: A review of the literature on university-industry relations // Research Policy. Vol. 42. № 2. Р. 423-442.
Perkmann M., Walsh K. (2007) University-industry relationships and open innovation: Towards a research agenda // International Journal of Management Reviews. Vol. 9. № 4. Р. 259-280.
Pinheiro R., Geschwind L., Aarrevaara T. (2014) Nested tensions and interwoven dilemmas in higher education: The view from the Nordic countries // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. Vol. 7. № 2. Р. 233-250.
Pinheiro R., Langa P.V., Pausits A. (2015) One and two equals three? The third mission of higher education institutions // European Journal of Higher Education. Vol. 5. № 3. Р. 233-249.
Robertson J., Bond C.H. (2001) Experiences of the Relation between Teaching and Research: What do Academics Value? // Higher Education Research and Development. Vol. 20. № 1. Р. 5-19.
Scott A., Steyn G., Geuna A., Brusoni S., Steinmueller E. (2001) The economic returns to basic research and the benefits of university-industry relationships. A literature review and update of findings. Report for the Office of Science and Technology. Brighton (UK): University of Sussex.
Scott W.R. (2014) Institutions and organizations. Ideas, interests, and identities (4th ed.). Thousand Oaks, CA: Sage Publications.
Sjoer E., Nørgaard B., Goossens M. (2016) From concept to reality in implementing the Knowledge Triangle // European Journal of Engineering Education. Vol. 41. № 3. Р. 353-368.
Slaughter S., Campbell T., Holleman M., Morgan E. (2002) The ‘Traffic' in Graduate Students: Graduate Students as Tokens of Exchange between Academe and Industry // Science, Technology & Human Values. Vol. 27. № 2. Р. 282-312.
Sonnenwald D.H. (2007) Scientific collaboration // Annual Review of Information Science and Technology. Vol. 41. № 1. Р. 643-681.
Stensaker B., Benner M. (2013) Doomed to be Entrepreneurial: External and Internal Factors Conditioning the Strategic Development of ‘New' Universities // Minerva: A Review of Science, Learning and Policy. Vol. 51. № 4. Р. 399-416.
Swedish Higher Education Authority (2015) Universitet och högskolor: Årsrapport 2015. Report № 2015:8, June 2015. Stockholm: Universitetskanslersämbetet.
Swedish Research Council (2015) Evaluation of the Strategic Research Area Initiative 2010-2014. Stockholm: Swedish Research Council.
Wigren-Kristoferson C., Gabrielsson J., Kitagawa F. (2011) Mind the gap and bridge the gap: Research excellence and diffusion of academic knowledge in Sweden // Science and Public Policy. Vol. 38. № 6. Р. 481-492.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.