Восприятие новых технологий населением как показатель открытости к инновациям
PDF Рус
PDF (English)

Ключевые слова

инновации
технологический прогресс
модель принятия технологий
восприятие инноваций
открытость к инновациям
многомерный индекс

Как цитировать

ПишнякА., & ХалинаН. (2021). Восприятие новых технологий населением как показатель открытости к инновациям. Форсайт, 15(1), 39-54. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2021.1.39.54

Аннотация

Стремительное технологическое развитие затрагивает все сферы труда и занятости, досуга и отдыха. Интерес к этой теме подогревает запрос на ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере, заложенный в одну из национальных целей развития России до 2030 г. Быстрая смена технологий вынуждает постоянно адаптироваться к возникающим инновациям. Восприятие нововведений вместе с другими индивидуальными особенностями и групповыми социально-экономическими характеристиками можно рассматривать в качестве детерминант открытости к технологическим инновациям. В этих условиях представляются актуальными оценка открытости населения к инновациям через конструирование соответствующего индекса, анализ восприятия инноваций посредством выявления факторов отношения к новым технологическим решениям и тестирование связи между открытостью к инновациям и восприятием новых технологических устройств. Многодоменный индекс открытости к инновациям сочетает в себе оценки индивидуального отношения, принятия и доверия к нововведениям, относящимся к различным сферам жизни населения. Восприятие инноваций раскрывается через «модель принятия технологий» и включает такие воспринимаемые характеристики новых технологических средств, как простота использования, полезность, безопасность и надежность, элитарность. Демонстрируется, что открытость к инновациям зависит от восприятия новых технологических средств и при этом дифференцирована по группам населения.

https://doi.org/10.17323/2500-2597.2021.1.39.54
PDF Рус
PDF (English)

Литература

Ajzen I. (1991) The theory of planned behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 50(2), 179-211. DOI: https://doi.org/10.1016/0749-5978(91)90020-T

Ansong E., Boateng R. (2019) Surviving in the digital era - Business models of digital enterprises in a developing economy. Digital Policy, Regulation and Governance, 21(2), 164-178. DOI: https://doi.org/10.1108/DPRG-08-2018-0046

Cooke M., Watkins N., Moy C. (2008) A Hybrid Online and Offline Approach to Market Measurement Studies. International Journal of Market Research, 51(1), 29-48. https://doi.org/10.1177%2F147078530905100101.

Cornell University, INSEAD, WIPO (2020). The Global Innovation Index 2020: Who Will Finance Innovation?, Ithaca, Fontainebleau, and Geneva. Cornell University, INSEAD, WIPO. https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2020.pdf, дата обращения 27.01.2021.

Davis F.D. (1989) Perceived Usefulness, Perceived Ease of Use, and User Acceptance of Information Technology. MIS Quarterly, 13(3), 319-340. DOI: https://doi.org/10.2307/249008

Decancq K., Lugo M.A. (2013) Weights in multidimensional indices of wellbeing: An overview. Econometric Reviews, 32(1), 7-34. DOI: https://doi.org/10.1080/07474938.2012.690641

Drucker P. (1985) Innovation and Entrepreneurship, New York: Harper & Row.

European Commission (2014) Special Eurobarometer 419. Wave EB81.5. TNS Opinion & Social, Brussels: European Commission. https://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/archives/ebs/ebs_419_en.pdf, дата обращения 27.01.2021.

Fishbein M., Ajzen I. (1975) Belief, Attitudes, Intention and Behavior: An Introduction to Theory and Research, Reading, MA: Addision-Wasely.

Gault F., von Hippel E. (2009) The prevalence of user innovation and free innovation transfers: Implications for statistical indicators and innovation policy, Cambridge, MA: MIT Sloan School of Management.

Gefen D., Karahanna E., Straub D.W. (2003) Trust and TAM in online shopping: An integrated model. MIS Quarterly, 27(1), 51-90. DOI: https://doi.org/10.2307/30036519

Grinin L., Korotayev A. (2015) Great Divergence and Great Convergence. A Global Perspective, Heidelberg, New York, Dordrecht, London: Springer.

Hallerod B. (1994) A new approach to the direct consensual measurement of poverty (Social Policy Research Centre Discussion Papers, 50), Sydney: University of New South Wales.

Hoffman D., Novak P., Peralta M. (1999) Building consumer trust online. Communications of ACM, 42(4), 80-85. DOI: https://doi.org/10.1145/299157.299175

Hofstede G. (1984) Culture's Consequences: International Differences in Work-Related Values (2nd ed.), Beverly Hills, CA: SAGE Publications.

Im I., Hong S., Kang M.S. (2011) An international comparison of technology adoption: Testing the UTAUT model. Information & Management, 48(1), 1-8. DOI: https://doi.org/10.1016/j.im.2010.09.001

Jacobs R., Smith P., Goddard M. (2004) Measuring performance: An examination of composite performance indicators (Centre for Health Economics (CHE) Technical Paper 29). York (UK): University of York.

Negrea A., Ciobanu G., Dobrea C., Burcea S. (2019) Priority aspects in the evolution of the digital economy for building new development policies. Calitatea, 20(S2), 416-421.

Nepelski D. (2019) How to facilitate digital innovation in Europe. Intereconomics, 54(1), 47-52. DOI: https://doi.org/10.1007/s10272-019-0791-6

OECD, Eurostat (2018) Oslo Manual 2018: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation. The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities (4th ed.), Paris: Eurostat, OECD Publishing. DOI: https://doi.org/10.1787/9789264304604-en

Popova D., Pishnyak A. (2017) Measuring individual material well-being using multidimensional indices: An application using the Gender and Generation Survey for Russia. Social Indicators Research, 130(3), 883-910. DOI: https://doi.org/10.1007/s11205-016-1231-7

Rogers E.M. (2003) Diffusion of Innovations (5th ed.), New York: Free Press.

Santo B. (1994) Innovation in Crisis: Hungary before and after the Watershed of 1989. Technovation, 14(9), 601-611. DOI: https://doi.org/10.1016/0166-4972(94)90042-6

Schumpeter J.A. (1934) The theory of economic development, Oxford: Galaxy Books.

Straub D., Mark K., Brenner W. (1997) Testing the technology acceptance model across cultures: A three country study. Information and Management, 33(1), 1-11. DOI: https://doi.org/10.1016/S0378-7206(97)00026-8

Swan J., Newell S., Scarbrough H., Hislop D. (1999) Knowledge management and innovation: Networks and networking. Journal of Knowledge Management, 3(4), 262-275. DOI: https://doi.org/10.1108/13673279910304014

Taber K.S. (2018) The Use of Cronbach's Alpha When Developing and Reporting Research Instruments in Science Education. Research in Science Education, 48, 1273-1296. DOI: https://doi.org/10.1007/s11165-016-9602-2

Venkatesh V., Davis F.D. (2000) A theoretical extension of the technology acceptance model: Four longitudinal field studies. Management Science, 46(2), 186-204. DOI: https://doi.org/10.1287/mnsc.46.2.186.11926

Venkatesh V., Morris M., Davis G., Davis F. (2003) User Acceptance of Information Technology: Toward a Unified View. MIS Quarterly, 27(3), 425-478. DOI: https://doi.org/10.2307/30036540

Wegner G. (2019) Entrepreneurship in autocratic regimes - How neo-patrimonialism constrains innovation. Journal of Evolutionary Economics, 29, 1507-1529. DOI: https://doi.org/10.1007/s00191-019-00617-y

Willitts M. (2006) Measuring child poverty using material deprivation: Possible approaches (Working Paper 28), Norwich (UK): Department for Work and Pensions. https://dera.ioe.ac.uk/6157/1/WP28.pdf, дата обращения 14.11.2020.

Бобылев С.Н, Григорьев Л.М. (ред.) (2018) Человек и инновации: доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2018 год, М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. http://ecoline.ru/wp-content/uploads/people-and-innovation-2018-report.pdf, дата обращения 27.01.2021.

Войнилов Ю.Л., Полякова В.В. (2016) Мое тело - моя крепость: общественное мнение о биомедицинских технологиях. Социология власти, 28(1), 185-207.

Полтерович В.М. (2009) Проблема формирования национальной инновационной системы. Экономика и математические методы, 45(2), 3-18.

Шувалова О.Р. (2007) Образ науки: восприятие населением результатов научной деятельности. Форсайт, 1(2), 50-59.

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.