Аннотация
В статье анализируются особенности корпоративного Форсайта как нового элемента в системе стратегического управления транснациональных корпораций (ТНК). Рост значения этого инструмента автор связывает с насущной потребностью компаний в коррекции действующих механизмов стратегического планирования, не отвечающих актуальным вызовам чрезвычайно динамичной бизнес-среды. Корпоративный Форсайт может помочь ТНК в эффективном решении целого комплекса проблем, порожденных высокой турбулентностью и неопределенностью условий ведения бизнеса. Автор акцентирует внимание на таких преимуществах данного инструмента, как значительное расширение горизонта долгосрочного планирования деятельности компаний; оптимизация механизма сканирования внешней среды за счет дополнения мониторинга видимых трендов идентификацией так называемых слабых сигналов; интенсификация внутрикорпоративных коммуникаций в процессе формирования стратегии как ключевое условие успешной мобилизации команды вокруг реализации масштабных задач.
Анализируя практику корпоративного Форсайта, автор раскрывает как общие принципы его внутренней организации (этапы процесса, стандартный набор применяемых методов), так и особенности его использования в ТНК, которые действуют в различных по динамике и характеру изменений секторах мировой экономики. В заключении обобщены подходы к оценке комплексного влияния Форсайта на эффективность ключевых направлений стратегического управления компаниями. Автор приходит к выводу, что корпоративный Форсайт становится одним из ключевых механизмов в новой архитектуре управления транснациональным бизнесом и способствует адаптации к непредсказуемым трансформациям конкурентной среды и долгосрочному укреплению позиций на динамично меняющихся глобальных рынках.
Литература
Ansoff I. (1965) Corporate Strategy. New York: McGrow-Hill.
Ansoff I. (1979) Strategic Management. London: Macmillan.
Ansoff I., Declerck R.P., Hayes R.L. (1976) From Strategic Planning to Strategic Management. London, New York: Wiley.
Barringer B.R., Bluedorn A.C. (1999) The Relationship between Corporate Entrepreneurship and Strategic Management // Strategic Management Journal. Vol. 20. № 5. P. 421-444.
Bennett N., Lemoine G.J. (2014) What VUCA Really Means for You? // Harvard Business Review. Vol. 92. № 1/2. P. 27-35.
Bereznoy A. (2015) Changing Competitive Landscape Through Business Model Innovation: The New Imperative for Corporate Market Strategy // Journal of the Knowledge Economy. 27.10.2015. P. 1-22. Режим доступа: http://link.springer.com/article/-x, дата обращения 20.07.2016. DOI: https://doi.org/10.1007/s13132-015-0324
Berger G., Bourbon-Busset J.D., Masse P. (2008) De la Prospective: Textes Fondametaux de la Prospective Francaise 1955-1966. Paris: L’Harmattan.
Bishop P., Hines A., Collins T. (2007) The Current State of Scenario Development: An Overview of Techniques // Foresight. Vol. 9. № 1. P. 5-25.
Bodwell W., Chermack T. (2010) Organizational Ambidexterity: Integrating Deliberate and Emergent Strategy with Scenario Planning// Technological Forecasting & Social Change. Vol. 77. № 1. P. 193-202.
Boyd D.K. (1991) Strategic Planning and Financial Performance: A Meta-Analytic Review // Journal of Management Studies. Vol. 28. № 4. P. 353-374.
Bradfield R., Wright G., Burt G., Cairns G., Heijden K. (2005) The Origins and Evolution of Scenario Techniques in Long Range Business Planning // Futures. Vol. 37. P. 795-812.
Brews P.J., Hunt M.R. (1999) Learning to Plan and Planning to Learn: Resolving the Planning School / Learning School Debate // Strategic Management Journal. Vol. 20. № 10. P. 889-913.
Grant R.M. (2003) Strategic Planning in a Turbulent Environment: Evidence from the Oil Majors // Strategic Management Journal. Vol. 24. № 6. P. 491-518.
Hamel G., Prahalad C.K. (1989) Strategic Intent // Harvard Business Review. Vol. 67. № 3. P. 63-76.
Kachaner N., Deimler M.S., Saussois C. (2008) Does Your Strategy Need Stretching? Adapting Your Strategy-Development Approach to Fit Today’s Rapidly Changing Competitive Environment. Boston: The Boston Consulting Group Inc.
Kahn H. (1962) Thinking about the Unthinkable. New York: Horizon Press.
Kaplan S. (2012) The Business Model Innovation Factory: How to Stay Relevant When the World is Changing. Hoboken, NJ: Wiley.
Kaplan S., Beinhocker E.D. (2003) The Real Value of Strategic Planning // MIT Sloan Management Review. Winter. 15.01.2016. Режим доступа: http://sloanreview.mit.edu/article/the-real-value-of-strategic-planning/, дата обращения 19.07.2016.
Kukalis S. (1989) The Relationship among Firm Characteristics and Design of Strategic Planning Systems in Large Organizations // Journal of Management. Vol. 15. № 4. P. 565-579.
Learned E.P., Christensen C.R., Andrews K.R., Guth W.D. (1965) Business Policy: Text and Cases. Irvin: Homewood.
Li Y., Guohui S., Eppler M.J. (2008) Making Strategy Work: A Literature Review on the Factors Influencing Strategy Implementation. Lugano: Institute for Corporate Communication, University of Lugano. Режим доступа: http://www.knowledge-communication.org/pdf/making-strategy-work.pdf, дата обращения 18.07.2016.
Miles I., Saritas O., Sokolov A. (2016) Foresight for Science, Technology and Innovation. Heidelberg; New York; Dordrecht; London: Springer.
Mintzberg H. (1994a) The Rise and Fall of Strategic Planning: Reconceiving Roles for Planning, Plans, Planners. New York: Free Press.
Mintzberg H. (1994b) The Fall and Rise of Strategic Planning // Harvard Business Review. Vol. 72. № 1. P. 107-114.
Mootee I. (2016) The End of Strategic Planning and the Rise of Strategic Foresight. Режим доступа: http://idr.is/the-end-of-strategic-planning-and-the-rise-of-strategic-foresight/, дата обращения 20.07.2016.
Nash D. (2013) Case Studies: Identifying Foresight Methods and Practices in American Corporate Planning. Prescott Valey, AZ: Northcentral University.
Nicholls N. (2013) Future of Business. Режим доступа: http://www.nicknicholls.com/no-business-is-too-big-to-fail-or-too-small-to-succeed/future-of-business/, дата обращения 19.07.2016.
OECD (2009) The Bioeconomy to 2030: Designing a Policy Agenda. Main Findings and Policy Conclusions. Paris: OECD.
Pearce J.A., Freeman E.B., Robinson R.B. (1987) The Tenuous Link between Formal Strategic Planning and Performance // Academy of Management Review. Vol. 12. № 4. P. 658-675.
Porter M.E. (1980) Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. New York: Free Press.
Reeves M., Deimler M. (2011) Adaptability: The New Competitive Advantage // Harvard Business Review. Vol. 89. № 7/8. P. 134-141.
Rohrbeck R. (2011) Corporate Foresight: Its Three Roles in Enhancing the Innovation Capacity of a Firm // Technological Forecasting & Social Change. Vol. 78. № 2. P. 231-243.
Rohrbeck R. (2012) Trend Analysis and Corporate Foresight. Aarhus: European Innovation Academy.
Rohrbeck R., Battistella C., Huizingh E. (2015) Corporate Foresight: An Emerging Field with a Rich Tradition // Technological Forecasting & Social Change. Vol. 101. № 1. P. 1-9.
Rohrbeck R., Schwarz J.O. (2013) The Value Contribution of Strategic Foresight: Insights from an Empirical Study of Large European Companies // Technological Forecasting & Social Change. Vol. 80. № 5. P. 1593-1606.
Rohrbeck R., Thom N. (2008) Strategic Foresight at Deutsche Telekom AG. Aarhus: Aarhus University. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/251861048_Strategic_Foresight_at_Deutsche_Telekom_AG, дата обращения 18.07.2016.
Roland Berger (2013) How to Survive in the VUCA World. Hamburg: Roland Berger.
Rosso D. (2016) International Technology Roadmap for Semiconductors Examines Next 15 Years of Chip Innovation. Режим доступа: http://www.semiconductors.org/news/2016/07/08/press_releases_2015/international_technology_roadmap_for_semiconductors_examines_next_15_years_of_chip_innovation/, дата обращения 18.07.2016.
Ruff F. (2006) Corporate Foresight: Integrating the Future of Business Environment into Innovation and Strategy // International Journal of Technology Management. Vol. 34. № 3-4. P. 278-295.
Ruff F. (2015) The Advanced Role of Corporate Foresight in Innovation and Strategic Management - Reflections on Practical Experiences from Automotive Industry // Technological Forecasting & Social Change. Vol. 101. № 1. P. 37-48.
Salvatico Y.M. (2013) Addressing the GAP: Developing Corporate Foresight Through Competency Building // Kedge. 30.07.2013. Режим доступа: http://www.kedgefutures.com/addressing-the-gap-developing-corporate-foresight-through-competency-building/, дата обращения 20.07.2016.
Slaughter R. (1997) Developing and Applying Strategic Foresight // ABN Report. Vol. 5. № 10. P. 13-27. Режим доступа: http://www.forschungsnetzwerk.at/downloadpub/2002slaughter_Strategic_Foresight.pdf, дата обращения 18.07.2016.
Tendulkar S. (2016) The Best Way to Predict the Future is to Create It: BMW Group Redefines Automotive Excellence at Auto Expo 2016 // BusinessWire India. 03.02.2016. Режим доступа: http://businesswireindia.com/news/news-details/the-best-way-predict-future-is-create-it-bmw-group-redefines-automotive-excellence-at-auto-expo-2016/47157, дата обращения 20.07.2016.
UNIDO (2005) Technology Foresight Manual. Vol. 1. Organization and Methods. Vienna: UNIDO.
Vecchiato R. (2012) Environmental Uncertainty, Foresight and Strategic Decision Making // Technological Forecasting & Social Change. Vol. 79. № 3. P. 436-447.
Vecchiato R. (2015) Strategic Planning and Organizational Flexibility in Turbulent Environments// Foresight. Vol. 17. № 3. P. 257-273.
Vecchiato R., Roveda C. (2010) Strategic Foresight in Corporate Organizations: Handling the Effect and Response Uncertainty of Technology and Social Drivers of Change // Technological Forecasting & Social Change. Vol. 77. № 9. P. 1527-1539.
Webb A., Baigorri M. (2013) Nokia without Handsets Follows Ericsson in Networks Focus // Bloomberg Technology, 05.09.2013. Режим доступа: http://www.bloomberg.com/news/articles/2013-09-03/nokia-without-handsets-follows-ericsson-in-networks-focus, дата обращения 18.07.2016.
Wiltbank R., Dew N., Read S., Sarasvathy S.D. (2006) What to Do Next? The Case for non-Predictive Strategy // Strategic Management Journal. Vol. 27. № 10. P. 981-998.
Wulf T., Meissner P., Stubner S. (2010) A Scenario-Based Approach to Strategic Planning - Integrating Planning and Process Perspective of Strategy. Leipzig: Leipzig Graduate School of Management.
Yoda T. (2013) Corporate Foresight in Japan. Nomi: JAIST. Режим доступа: https://dspace.jaist.ac.jp/dspace/bitstream/10119/11745/1/kouen28_407.pdf, дата обращения 20.07.2016.
Горбатова А. (2014) Движение от будущего к настоящему // STRF.ru. 23.07.2014. Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=82051#.V2pNg2df2Uk, дата обращения 19.07.2016.
Соколов А.В. (2007) Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. Т. 1. № 1. C. 8-15.
Третьяк В.П. (2012) Конкурентоспособность отечественных компаний и корпоративный форсайт // Экономические стратегии. № 10. C. 16-21.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.