Аннотация
Появление беспилотных автомобилей на городских улицах из области фантастики давно перешло в разряд перспектив ближайшего десятилетия. Многие страны предпринимают конкретные шаги по внедрению беспилотных технологий вплоть до тестовой эксплуатации пассажирского транспорта и изменения законодательства. Активно обсуждаются новые подходы к организации передвижения пассажиров, переосмысляются стратегии транспортного планирования: городская транспортная система рассматривается как единое целое, а не совокупность отдельных подсистем (метрополитен, наземный транспорт и др.). Однако место и роль технологии беспилотного передвижения в городской среде исследованы весьма фрагментарно.В статье предложена методология оценки последствий внедрения технологии беспилотного передвижения в городе на материале существующих планировочных решений Москвы. Городская среда как объект исследования описывается через совокупность экологических, транспортно-технологических, политических, экономических и социальных показателей, характеризующих дорожно-транспортную ситуацию, потребность в парковочных пространствах, издержки от ДТП, эффективность перевозок, их экологичность, изменение структуры занятости, вовлечение новых пользователей автомобильным транспортом и др. Представлены четыре сценария, различающихся скоростью внедрения беспилотных технологий и развития экономики совместного пользования. Максимальный эффект от усилий в этой сфере в Москве даст проактивная транспортная политика, предусматривающая комплекс требующих исследования мер.Статья намечает направления дальнейшего изучения роли беспилотных технологий в городе и предлагает практические решения для лиц, ответственных за городскую транспортную политику.
Литература
Business Planner (2016) Общее исследование рынка такси в Москве 2016 г. Режим доступа: https://business-planner.ru/articles/analitika/obshhee-issledovanie-rynka-kafe-v-sankt-peterburge-2016-g-2.html, дата обращения 20.02.2019.
Christensen C.M. (1997) The Innovator's Dilemma. When New Technologies Cause Great Firms to Fail. Boston, MA: Harvard Business School Press.
Collie B., Rose J., Choraria R., Wegscheider A.K. (2017) The Reimagined Car. Shared, Autonomous, and Electric. Boston, MA: Boston Consulting Group.
Distanz (2017) Методы прогнозирования и эффективные управленческие решения. Режим доступа: https://www.distanz.ru/feed/lectures/metody-prognozirovaniya-i-effektivnye-upravlencheskie-resheniya_3771, дата обращения 20.02.2019.
Fagnant D.J., Kockelman K.M. (2014) The travel and environmental implications of shared autonomous vehicles, using agent-based model scenarios // Transportation Research. Part C: Emerging Technologies. Vol. 40. P. 1-13.
Gruel W., Stanford J.M. (2016) Assessing the long-term effects of autonomous vehicles: А speculative approach // Transportation Research Procedia. Vol. 13. P. 18-29.
HBR (1999) Harvard Business Review on Managing Uncertainty. Boston, MA: Harvard Business School Press.
Horl S., Ciari F., Axhausen K.W. (2018) Recent perspectives on the impact of autonomous vehicles. IVT Working Paper 10XX. Zurich: ETH Zurich. Institute for Transport Planning and Systems (IVT).
Hoyle A. (2016) Apple and Google reportedly buying land for autonomous car facilities // CNet. 06.05.2016. Режим доступа: https://www.cnet.com/roadshow/news/apple-and-google-reportedly-buying-land-for-autonomous-car-facilities/, дата обращения 20.02.2019.
Kockelman K.M., Fagnant D.J. (2015) Preparing a nation for autonomous vehicles: Opportunities, barriers and policy recommendations // Transportation Research. Part A: Policy and Practice. Vol. 77. P. 167-181.
Li S., Sui P.-C., Xiao J., Chahine R. (2018) Policy formulation for highly automated vehicles: Emerging importance, research frontiers and insights // Transportation Research. Part A: Policy and Practice (in press). Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0965856418300430, дата обращения 20.02.2019.
Litman T. (2016) Well Measured: Developing Indicators for Sustainable and Livable Transport Planning. Victoria, BC (Canada): Victoria Transport Policy Institute.
Llorca C., Moreno A.T., Moeckel R. (2017) Effects of Shared Autonomous Vehicles on the Level of Service in the Greater Munich Metropolitan Area. Paper presented at the International Conference on Intelligent Transport Systems in Theory and Practice, mobil.TUM 2017, 4-5 July 2017, Munich, Germany. Режим доступа: https://www.msm.bgu.tum.de/fileadmin/w00bvh/www/publications/moeckel/2017_llorca_etal.pdf, дата обращения 20.02.2019.
Loeb B., Kockelman K.M., Liu J. (2018). Shared autonomous electric vehicle (SAEV) operations across the Austin, Texas network with charging infrastructure decisions // Transportation Research. Part C. Vol. 89. P. 222-233. Режим доступа: http://isiarticles.com/bundles/Article/pre/pdf/143056.pdf, дата обращения 20.02.2019.
Martin E., Shaheen S. (2016) Impacts of Car2Go Vehicle Ownership, Modal Shift, Vehicle Miles Traveled, and Greenhouse Gas Emissions. Berkeley: University of California.
Martinez L., Crist P. (2015) Urban Mobility System Upgrade - How shared self-driving cars could change city traffic. International Transport Forum Report. Paris: OECD. Режим доступа: https://www.itf-oecd.org/sites/default/files/docs/15cpb_self-drivingcars.pdf, дата обращения 20.02.2019.
Maurer M., Gerdes J.C., Lenz B., Winner H. (eds.) Autonomes Fahren. Technische, rechtliche und gesellschaftliche Aspekte. Heidelberg, New York, Dordrecht, London: Springer.
Meyer J., Becker H., Bosch P.M., Axhausen K.W. (2017) Autonomous vehicles: The next jump in accessibilities? // Research in Transportation Economics. Vol. 62. P. 80-91. Режим доступа: , дата обращения 20.02.2019. DOI: https://doi.org/10.1016/j.retrec.2017.03.005
Milakis D., Snelder M., van Arem B., van Wee G.P., Homem de Almeida Correia G. (2015) Development of automated vehicles in the Netherlands: Scenarios for 2030 and 2050. Delft: Delft University of Technology.
Milakis D., van Arem B., van Wee B. (2017) Policy and society related implications of automated driving: A review of literature and directions for future research // Journal of Intelligent Transportation Systems. № 4. P. 324-348.
Mogridge M.J.H. (1990) Travel in towns: Jam yesterday, jam today and jam tomorrow? London: Macmillan Press.
Moreno А.Т., Michalski A., Llorca C., Moeckel R. (2018) Shared Autonomous Vehicles Effect on Vehicle-Km Traveled and Average Trip Duration // Journal of Advanced Transportation. Article ID 8969353. Режим доступа: , дата обращения 20.02.2019. DOI: https://doi.org/10.1155/2018/8969353
Morgan Stanley (2013) Autonomous Cars: Self-Driving the New Auto Industry Paradigm. New York: Morgan Stanley.
Mosquet X., Zablit H., Dinger A., Xu G., Andersen M., Tominaga K. (2018) The Electric Car Tipping Point. The Future of Powertrains for Owned and Shared Mobility. Boston, MA: The Boston Consulting Group. Режим доступа: https://www.bcg.com/publications/2018/electric-car-tipping-point.aspx, дата обращения 20.02.2019.
OECD (2015) A New Paradigm for Urban Mobility. International Transport Forum Report. Paris: OECD Режим доступа: https://www.itf-oecd.org/sites/default/files/docs/cop-pdf-03.pdf, дата обращения 20.02.2019.
PwC (2016) Стоимость владения легковым автомобилем в России, 2016. М.: PwC Russia. Режим доступа: https://www.pwc.ru/en/automotive/publications/assets/costofcar_2016.pdf, дата обращения 20.02.2019.
PwC (2017) Рынок легковых и коммерческих автомобилей в России. Результаты 2016 г. и перспективы развития. М.: PwC Russia. Режим доступа: https://docplayer.ru/27276592-Rynok-legkovyh-i-kommercheskih-avtomobiley-v-rossii-rezultaty-8-mesyacev-2016-g-i-perspektivy-razvitiya.html, дата обращения 20.02.2019.
Skinner R., Bidwell N. (2016) Making better places: Autonomous vehicles and future opportunities. London: WSP, Parsons Brinckerhoff, Farrels. Режим доступа: http://www.wsp-pb.com/Globaln/UK/WSPPB-Farrells-AV-whitepaper.pdf, дата обращения 20.02.2019.
Smith C. (2016) Turning Transportation. Challenges and Opportunities Presented to the City of Vancouver by Autonomous Vehicles. Vancouver: University of British Columbia.
Straub E.R., Schaefer K.E. (2018) It takes two to tango: Automated vehicles and human beings do the dance of driving - four social considerations for policy // Transportation Research. Part A: Policy and Practice (in press). Режим доступа: , дата обращения 20.02.2019. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2018.03.005
Ticoli D. (2015) Driving Changes: Automated Vehicles in Toronto. Toronto: University of Toronto.
Tomtom (2017) HD MAP - Highly accurate border-to-border model of the road. Режим доступа: http://download.tomtom.com/open/banners/HD-Map-Product-Info-Sheet-improved-1.pdf, дата обращения 20.02.2019.
Van den Berg V.A.C., Verhoef E.T. (2016) Autonomous cars and dynamic bottleneck congestion: The effects on capacity, value of time and preference heterogeneity // Transportation Research. Part B: Methodological. Vol. 94. P. 43-60.
WEF, BCG (2015) Self-Driving Vehicles in an Urban Context. Boston, MA: World Economic Forum, Boston Consulting Group.
Zakharenko R. Self-driving cars will change cities // Regional Science and Urban Economics. Vol. 61. Iss. C. P. 26-37.
Парфенов Г. (2017) Потенциальные воздействия беспилотного транспорта. М.: НИУ ВШЭ.
Правительство Москвы (2016) Московскому каршерингу 1 год. Режим доступа: https://docplayer.ru/33593609-Moskovskomu-karsheringu-1-god.html, дата обращения 20.02.2019.
Правительство Москвы (2017b) Таксомоторные перевозки в городе Москве 2011-2016. Режим доступа: www.transport.mos.ru. Режим доступа: http://transport.mos.ru/common/upload/docs/1470668676_taxi_ver2_2016.pdf, дата обращения 20.02.2019.
Правительство Москвы (2017а) Итоги работы транспортного комплекса за 2016 год и планы на 2017 год. Режим доступа: https://www.mos.ru/upload/newsfeed/presspresentations/2016-170124095036.pdf, дата обращения 20.02.2019.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.