Аннотация
Стремительное развитие сетевых технологий преобразует производственные процессы и формы взаимодействия между экономическими агентами на фоне цифровизации экономики и формирования новых ее сегментов, связанных с интернетом. Наиболее интенсивный рост новых индустрий происходит в развитых государствах. Россия также оказалась затронута этим процессом: трудно переоценить роль отечественного сегмента интернета, Рунета, в экономическом развитии страны в условиях большой географической протяженности, существенной социально-экономической неоднородности ее регионов, отсталой транспортной сети. Исследование интернет-экономики требует в первую очередь надежной и достаточной информационной базы. Адекватное количественное описание экономики интернета сопряжено с определенными трудностями. Во-первых, применяемые по сей день методы статистического учета в экономике были разработаны задолго до широкого распространения интернета и его коммерциализации. Во-вторых, эта новая бизнес-среда отличается от традиционных секторов экономики более высоким уровнем неоднородности.
В статье обобщен зарубежный и отечественный опыт оценки интернет-экономики и предложены методологические подходы к ее измерению в российском контексте, которые согласуются с принципами Системы национальных счетов, СНС (System of National Accounts, SNA), использующими официальные статистические данные, что отличает наше исследование от некоторых других. Предложенный подход обеспечивает воспроизводимость измерений, надежность и сопоставимость результатов, их соответствие статистическим стандартам. За рамками нашего анализа осталась динамика процессов, стимулирующих развитие интернет-экономики, в том числе расчет индексов, которые нивелируют влияние изменений потребительских свойств продукции на дефлятор. По мнению авторов, эти направления исследования представляют самостоятельный интерес.
Литература
Abdrakhmanova G., Kovaleva G., Plaksin S. (2016) Approaches to defining and measuring Russia's internet economy. HSE Working Paper Series: Science, Technology and Innovation. WP BRP 61/STI/2016. Moscow: HSE.
Agarwal J., Wu T. (2015) Factors influencing growth potential of e-commerce in emerging economies: An institution-based N-OLI framework and research propositions//Thunderbird International Business Review. Vol. 57. № 3. Р. 197-215.
BCG (2010) The Connected Kingdom. How the internet is transforming the U.K. Economy. Boston: The Boston Consulting Group. Режим доступа: https://www.bcg.com/documents/file62983.pdf, дата обращения 21.03.2016.
BCG (2011) Turning Local. Boston: The Boston Consulting Group. Режим доступа: https://www.bcgperspectives.com/content/articles/technology_telecommunications_turning_local_from_madrid_to_moscow_internet/, дата обращения 21.03.2016.
BCG (2012) The Internet Economy in the G-20. Boston: The Boston Consulting Group. Режим доступа: https://www.bcg.com/documents/file100409.pdf, дата обращения 21.03.2016.
BCG (2013) The 2013 BCG e-Industry Index. Режим доступа: https://www.bcgperspectives.com/content/articles/digital_economy_telecommunications_country_by_country_efriction_analysis/, дата обращения 21.03.2016.
BCG (2014) Greasing the Wheels of the Internet Economy, Режим доступа: https://www.bcgperspectives.com/content/articles/digital_economy_telecommunications_greasing_wheels_internet_economy/, дата обращения 21.03.2016.
Bakshi H. (2016) How can we measure the modern digital economy?//Significance. Vol. 13. № 3. Р. 6-7.
Berndt E.R., Hulten C.R. (eds.) (2007) Hard-to-Measure Goods and Services: Essays in Honor of Zvi Griliches. Chicago: The University of Chicago Press.
Brynjolfsson E., Saunders A. (2010) Wired for innovation: How information technology is reshaping the economy. Cambridge, MA: MIT Press.
Ciocoiu С.N. (2011) Integrating digital economy and green economy: Opportunities for sustainable development//Theoretical and Empirical Researches in Urban Management. Vol. 6. № 1. Р. 33-43.
Data Insight (2014) Электронная торговля в России. Режим доступа: http://www.datainsight.ru/ecommerce2014, дата обращения: 27.07.2016.
Deloitte (2011) The Connected Continent. How the Internet Is Transforming The Australian Economy. New York: Deloitte. Режим доступа: http://connected-continent.appspot.com/media/illustrations/download.pdf, дата обращения 21.03.2016.
EWDN (2013) Интернет торговля в России. Режим доступа: https://www.rvc.ru/upload/iblock/0ee/e-commerce_resume_vk_part1_v1.pdf, дата обращения 27.07.2016.
Greenstein S., McDevitt R.C. (2011) The broadband bonus: Estimating broadband Internet's economic value//Information. Vol. 35. № 7. P. 617-632.
Jorgenson D.W., Stiroh K.J. (2000) Raising the speed limit: U.S. economic growth in the information age//Brookings Papers on Economic Activity. Vol. 1. P. 125-235.
Knight S. (2015) Delivering the digital region: Leveraging digital connectivity to deliver regional digital growth//Australian Planner. Vol. 52. № 1. Р. 4-15.
Labaye E., Remes J. (2015) Digital technologies and the global economy's productivity imperative//Digiworld Economic Journal. № 100. P. 47-64.
McKinsey (2011) Sizing the Internet Economy. Internet Matters: The Net's Sweeping Impact on Growth, Jobs and Prosperity. New York: McKinsey Global Institute.
Morton F.S. (2006) Consumer Benefit from Use of the Internet//Innovation Policy and the Economy. Vol. 6/Eds. A.B. Jaffe, J. Lerner, S. Stern. Cambridge: National Bureau of Economic Research.
OECD (2010) OECD Information Technology Outlook 2010. Paris: OECD. Режим доступа: http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/science-and-technology/oecd-information-technology-outlook-2010_it_outlook-2010-en#.WK8iWW-LS70, дата обращения 27.07.2016.
OECD (2011) OECD Guide to Measuring the Information Society. Paris: OECD. Режим доступа: http://www.oecdbookshop.org/browse.asp?pid=title-detail&lang=en&ds=&ISB=9789264113541, дата обращения 27.07.2016.
OECD (2013) Measuring the Internet Economy. Paris: OECD. Режим доступа: https://www.digital.je/media/Secure-Strategic-Documents/OECD%20-%20Measuring%20the%20Internet%20Economy%20-%202013.pdf, дата обращения 27.07.2016.
OECD (2014) Measuring the Digital Economy. Paris: OECD. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/341889/725159/OECD+Manual+Measuring+the+Digital+Economy/6418c566-4074-4461-9186-9ad509bc4a4d, дата обращения 27.07.2016.
Shah D.V., Kwak N., Holbert R.L. (2011) ‘Connecting' and ‘Disconnecting' with Civic Life: Patterns of Internet Use and the Production of Social Capital//Political Communication. Vol. 18. № 2. P. 141-162.
Stiglitz J.E., Sen A., Fitoussi J.-P. (2009) Report by the Commission on the Measurement of Economic Performance and Social Progress. Paris: OFCE -Centre de recherche en économie de Sciences Po.
TNS (2014) Аудитория интернет-проектов. Режим доступа: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/internet/information/?arrFilter_pf=2014&set_filter=Y, дата обращения 21.03.2016.
Triplett J. (2006) Handbook on Hedonic Indexes and Quality Adjustments in Price Indexes. Special Application to Information Technology Products. Paris: OECD.
van Welsum D., Overmeer W., van Ark B. (2013) Unlocking the ICT Growth Potential in Europe: Enabling People and Businesses. Using Scenarios to Build a New Narrative for the Role of ICT in Growth in Europe. Brussels: European Commission. Режим доступа: http://bit.ly/2mMCI3L, дата обращения 27.07.2016.
АКИТ (2014) Рынок e-commerce. Итоги первого полугодия 2014. М.: АКИТ.
АКИТ (2014) Рынок e-commerce. Итоги первого полугодия 2014. М.: АКИТ. Режим доступа: akit.ru/wp-content/uploads/2014/10/Рынок-e-commerce-2c-итоги-первого-полугодия-2014.pdf, дата обращения: 27.07.2016.
Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Кевеш М.А., Ковалева Г.Г., Коцемир М.Н., Кузнецова И.А., Лола И.С., Остапкович Г.В., Полякова В.В., Рыжикова З.А., Фридлянова С.Ю., Фурсов К.С. (2016b) Индикаторы информационного общества: 2016. Стат. сб. М.: НИУ ВШЭ. Режим доступа: https://www.hse.ru/primarydata/iio2016, дата обращения: 27.07.2016.
Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Ковалева Г.Г., Плаксин С.М., Щиголев Б.А., Ястребова Е.В. (2016c) Методологические рекомендации по исследованию структуры и размера интернет-экономики в России. М.: НИУ ВШЭ. Режим доступа: http://bit.ly/2lNNR5d, дата обращения: 27.07.2016.
Абдрахманова Г.И., Ковалева Г.Г., Плаксин С.М. (2016a) Интернет-экономика России//Информационное общество. Мониторинг (информационный бюллетень). № 4(9). М.: НИУ ВШЭ. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/305165644_Internet-ekonomika_Rossii, дата обращения: 27.07.2016.
Бессонов В.А., Бродский Н.Ю., Журавлев С.В., Столярова А.Г., Фролов А.С. (2011) О развитии сектора ИКТ в российской экономике//Вопросы статистики. № 12. С. 15-30.
РАЭК (2012) Экономика Рунета 2011-2012 гг. М.: РАЭК. Режим доступа: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/72059988, дата обращения: 27.07.2016.
РАЭК (2013) Экономика Рунета 2012-2013 гг. М.: РАЭК. Режим доступа: http://2013.russianinternetweek.ru/upload/files/riw13-research-economics-2012-2013.pdf, дата обращения: 27.07.2016.
РАЭК (2014) Экономика Рунета 2013-2014 гг. М.: РАЭК. Режим доступа: http://raec.ru/upload/files/er15.pdf, дата обращения: 27.07.2016.
РАЭК (2015) Экономика Рунета 2014-2015 гг. М.: РАЭК. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2015/12/16/1134402660/RUNET15_Booklet_A4_PREVIEW%20%25281%2529.pdf, дата обращения: 27.07.2016.
Росстат (2015) Национальные счета России в 2007-2014 годах. Стат. сб. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
ЦСИ Enter (2014) Интернет-ритейлеры России по итогам 2013 года. Режим доступа: http://www.enter.ru/research, дата обращения 21.03.2016.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.