Разработка модели интеллектуального лидерства для государственных университетов
PDF
PDF (English)

Ключевые слова

интеллектуальное лидерство
рациональное лидерство
эмоциональное лидерство
духовное лидерство
коллективное лидерство

Как цитировать

КейхаА., ХовейдаР., & ЯгхубиН. М. (2017). Разработка модели интеллектуального лидерства для государственных университетов. Форсайт, 11(1), 66-74. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2017.1.66.74.

Аннотация

Высшее образование и интеллектуальное лидерство считаются важной частью образовательной системы любой страны, играющей ключевую роль в общественном развитии. Новые научные модели рассматривают лидерство сквозь призму творчества и интеллекта. В статье предложена модель интеллектуального лидерства для государственных университетов. При создании ее базовой версии комбинировались количественные и качественные методы. Качественная часть исследования включала обработку экспертных мнений по целевой выборке, что позволило обеспечить теоретическое наполнение модели. Тестирование модели с помощью подтверждающего (конфирматорного) факторного анализа выявило четыре составляющие интеллектуального лидерства — рацио­нальную, эмоциональную, духовную и коллективную, которые в свою очередь классифицированы на подкатегории. Рациональное лидерство охватывает пять подкатегорий — стратегическое мышление, совместная постановка целей, планирование, принятие решений, контроль и обратная связь. Эмоциональное лидерство включает четыре подкатегории — самосознание, самоуправление, мотивация и социальное осознание. Духовное лидерство состоит из семи подкатегорий — видение, уверенность в достижении цели, альтруизм, осмысленная деятельность, членство, приверженность организации и обратная связь. Коллективное лидерство классифицируется на три подкатегории — коммуникация, развитие коммуникационных сетей, обмена мнениями между лидером и командой. Представленные результаты согласуются со статистической логикой. По итогам тестирования и анкетирования по методу Дельфи сформирована финальная модель, включающая 426 смысловых кодов, 89 подкатегорий и четыре главные категории (рациональное, эмоциональное, духовное и коллективное лидерство).

https://doi.org/10.17323/2500-2597.2017.1.66.74.
PDF
PDF (English)

Литература

Ardalan M.R., Ghanbari C., Nasiri V., Al Sadat F., Beheshti R. (2013) Housemaid Leadership Role in Promoting the Organizational Trust with Mediating Role of Empowerment // Educational Measurement and Evaluation Studies Quarterly. Vol. 1. № 4. P. 55-81.

Bass B.M. (2010) Theory, Research and Managerial Application (3rd ed.). New York: The Free Press.

Bligh M.C., Meindl J.R. (2004) The Cultural Ecology of Leadership: An Analysis of Popular Leadership Books // The Psychology of Leadership: New Perspectives and Research / Eds. D.M. Messick, R.M. Kramer. Athens: LEA Press. P. 11-52.

Cohen A. (2003) Multiple Commitments in the Workplace: An Integrative Approach. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

Cox J.F., Pearce C.L., Perry M.L. (2003) Shared Leadership: Reframing the How's and Whys of Leadership. Thousand Oaks, CA: Sage.

Fletcher J.K., Käufer K. (2003) Shared Leadership: Paradox and Possibility // Shared Leadership: Reframing the How's and Whys of Leadership / Eds. C.L. Pearce, J.A. Conger. Thousand Oaks, CA: Sage Publications. P. 21-47.

Gronn P. (2002a) Distributed leadership as a unit of analysis // The Leadership Quarterly. Vol. 13. P. 423-451.

Gronn P. (2002b) Distributed properties: A new architecture for leadership // Educational Management and Administration. Vol. 28. № 3. Р. 317-338.

Locke E.A. (2000) The Prime Movers: Traits of the Great Wealth Creators. New York: AMACOM.

Macbeath J. (2003) Distributed Leadership. Nottingham, UK: National College of School Leadership.

McKeown A., Bates L. (2013) Emotional intelligent leadership: Findings from a study of public library branch managers in Northern Ireland // Library Management. Vol. 34. № 6/7. Р. 462-485.

Nooralizadeh R., Hajyvnd A. (2008) Intelligent leadership: New model of leadership in the Third Millennium // Police Human Development. Vol. 5. № 16. Р. 117-126.

Pearce C.L., Conger J.A. (2003) Shared Leadership: Reframing the How's and Whys of Leadership. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.

Pearce C.L., Manz C.C. (2005) The new silver bullets of leadership: The importance of self and shared leadership in knowledge work // Organizational Dynamics. Vol. 34. № 2. P. 130-140.

Rutkauskas A.V., Stasytyte V. (2013) Leadership intelligence: How to get there? // Procedia - Social and Behavioral Sciences. Vol. 75 (2013). P. 52-61. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.04.007

Soltani I. (2009) Six intelligence of intelligent leadership tool // Compass. Vol. 210. P. 21-27.

Sydänmaanlakka P. (2003) Intelligent leadership and leadership competences developing a leadership framework for intelligent organizations. PhD Thesis. Helsinki: Helsinki University of Technology.

Sydänmaanlakka P. (2008) Intelligent leadership and creativity: Supporting creativity through intelligent leadership. Paper presented at the 2nd International Conference "Creativity And Innovation Management: Integrating Inquiry and Action", May 28-30 2008, Buffalo, New York.

Tofighi S.H., Fallah M.S., Khajehazad M. (2012) Quality Evaluation of Educational Leadership in Baqiyatallah Hospital Using Baldrige Excellence Model // Scientific Journal of Medical Sciences University of Qazvin. Vol. 16. № 2. P. 66-70.

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.