Психологические аспекты корпоративного Форсайта
PDF
PDF (English)

Ключевые слова

корпоративный Форсайт
коллективный образ будущего
социальное прогнозирование
лидерское видение
групповая идентичность
стратегический диалог
групповая рефлексия
когнитивные искажения
краудсорсинг
социальная психология Форсайта

Как цитировать

НестикТ. (2018). Психологические аспекты корпоративного Форсайта. Форсайт, 12(2), 78-90. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2018.2.78.90

Аннотация

Статья посвящена психологическим механизмам, лежащим в основе ориентации компаний на будущее и использования ими коллаборативных форм долгосрочного прогнозирования. Автор предлагает социально-психологическую интерпретацию корпоративного Форсайта как групповой рефлексии — открытого обсуждения членами экспертных команд совместных целей и способов их достижения для адаптации к ожидаемым изменениям внутренних и внешних условий. В статье приведены данные опроса об организационных и психологических барьерах, затрудняющих проведение Форсайта в российских компаниях.

К числу наиболее значительных препятствий претворению результатов Форсайта в жизнь респонденты отнесли следующие: предвзятое отношение к долгосрочному прогнозированию и планированию, неготовность менеджмента нести ответственность за отдаленное будущее, отсутствие общего интереса к нему со стороны руководителей, низкий уровень социального доверия и культуры сотрудничества.

В статье впервые подробно проанализированы когнитивные и социально-психологические эффекты, искажающие результаты Форсайта: сверхуверенность экспертов, социальная желательность, рамочность, коллективная тревога перед будущим, пренебрежение масштабом риска, стереотипизация будущего, неопределенность исхода, эвристика доступности, генерализация художественного вымысла, недооценка возможности событий, отсутствующих в личном опыте, дисконтирование будущего, когнитивный диссонанс, сдвиг к среднему, ошибка планирования, эффекты объяснения, визуализации, общего знания, поляризации мнений, «ошибка технофила», самосбывающиеся пророчества. Автор формулирует рекомендации для организаторов и ведущих Форсайт-сессий, позволяющие снизить эти эффекты в ходе групповой работы экспертов, и намечает направления дальнейших исследований психологии Форсайта.

https://doi.org/10.17323/2500-2597.2018.2.78.90
PDF
PDF (English)

Литература

Arnold K.M., McDermott K.B., Szpunar K.K. (2011) Imagining the near and far future: The role of location familiarity // Memory and Cognition. Vol. 39. № 6. P. 954-967.

Barabba V. (2011) The Decision Loom: A Design for Interactive Decision-Making in Organizations. Axminster, UK: Triarchy Press.

Berkhout F.G.H. (2006) Normative Expectations in Systems Innovation // Technology Analysis & Strategic Management. Vol. 18. № 3-4. P. 299-311.

Berlin I. (1953) The Hedgehog and the Fox: An Essay on Tolstoy’s View of History. New York: Simon and Schuster.

Berns G.S, Laibson D., Loewenstein G. (2007) Intertemporal choice - Toward an integrative framework // Trends in Cognitive Sciences. № 11(11). P. 482-488.

Bilgin B., Brenner L. (2008) Temporal distance moderates description dependence of subjective probability // Journal of Experimental Social Psychology. Vol. 44. № 3. P. 890-895.

Blackman D., Henderson S. (2004) How Foresight Creates Unforeseen Futures: The Role of Doubting // Futures. Vol. 36. № 2. P. 253-266.

Boe-Lillegravena S., Monterdeb S. (2015) Exploring the cognitive value of technology foresight: The case of the Cisco Technology Radar // Technological Forecasting and Social Change. Vol. 101. P. 62-82.

Buckner R.L. (2010) The role of the hippocampus in prediction and imagination // Annual Review of Psychology. Vol. 61. P. 27-48.

Buehler R., Griffin D. (2003) Planning, personality, and prediction: The role of future focus in optimistic time predictions // Organizational Behavior and Human Decision Processes. Vol. 92. P. 80-90.

Buehler R., Messervey D., Griffin D. (2005) Collaborative planning and prediction: Does group discussion affect optimistic biases in time estimation? // Organizational Behavior and Human Decision Processes. Vol. 97. P. 47-63.

Chamberlin B. (2011) HorizonWatching: How IBM Develops Views of the Potential Futures (online presentation). Режим доступа: https://www.slideshare.net/HorizonWatching/horizonwatching-how-ibm-develops-views-of-the-potential-futures, дата обращения 17.06.2017.

Council for the Environment and Infrastructure (2015) Survey of technological innovations in the living environment. Hague: Council for the Environment and Infrastructure (Rli). Режим доступа: http://www.rli.nl/sites/default/files/survey-technological-innovations-english-version.pdf, дата обращения 25.09.2017.

Das T.K. (2004) Strategy and time: Really recognizing the future // Managing the future: Strategic foresight in the knowledge economy / Eds. H. Tsoukas, J. Shepherd. Oxford: Blackwell Publishing Ltd. P. 58-74.

Durand T. (2009) Scenarios as knowledge transformed into strategic "re-presentations": The use of foresight studies to help shape and implement strategy // Handbook of Research on Strategy and Foresight / Eds. L.A. Costanzo, R.B. MacKay. Cheltenham, UK: Edward Elgar. P. 128-143.

Ecken Ph., Gnatzy T., von der Gracht H.A. (2011) Desirability bias in foresight: Consequences for decision quality based on Delphi results // Technological Forecasting and Social Change. Vol. 78. № 9. P. 1654-1670.

European Commission (2009) Mapping Foresight: Revealing how Europe and other world regions navigate into the future. Report EUR 24041 EN. Brussels: European Commission. Режим доступа: http://www.forschungsnetzwerk.at/downloadpub/2009_efmn_mappingForesight_EU.pdf, дата обращения 15.11.2016. DOI: https://doi.org/10.2777/47203

Fenn J. (1995) When to Leap on the Hype Cycle. Stamford, CT: Gartner Inc.

Festinger L. (1957) A theory of cognitive dissonance. Stanford, CA: Stanford University Press.

Fischhoff B. (1975) Hindsight is not Equal to Foresight // Journal of Experimental Psychology, Human Perception and Performance. Vol. 1. № 3. Р. 288-299.

Friedman R.S., Foerster J. (2005) Effects of Motivational Cues on Perceptual Asymmetry: Implications for Creativity and Analytical Problem Solving // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 88. № 2. P. 263-275.

Gaidos S. (2008) Thanks for the future memories // Science News. Vol. 173. № 19. P. 26-29.

Gast A., Zanini M. (2012) The social side of strategy // McKinsey Quarterly. № 2. P. 82-93.

Gigone D., Hastie R. (1993) The common knowledge effect: Information sharing and group judgment // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 65. № 5. P. 959-974.

Gino F., Zachariah Sh., Moore D.A. (2011) Keeping the Illusion of Control Under Control: Ceilings, Floors, and Imperfect Calibration // Organizational Behavior and Human Decision Processes. Vol. 114. № 2. P. 104-114.

Gjesme T. (1981) Some Factors Influencing Perceived Goal Distance in Time: A Preliminary Check // Perceptual Motor Skills. Vol. 53. P. 175-182.

Gordon T.J. (1994) Cross Impact Method. United Nation University Millennium Project, Futures Research Methodology. Vienna: United Nations.

Gracht H.A., Vennemann C.R., Darcow I.-L. (2010) Corporate foresight and innovation management: A portfolio-approach in evaluating organizational development // Futures. Vol. 42. P. 380-393.

Hirt E.R., Kardes F.R., Markman K.D. (2004) Activating a mental simulation mind-set through generation of alternatives: Implications for debiasing in related and unrelated domains // Journal of Experimental Social Psychology. Vol. 40. P. 374-383.

Hodgkinson G., Bown N., Maule A. (1999) Breaking the frame: An analysis of strategic cognition and decision making under uncertainty // Strategic Management Journal. Vol. 20. № 10. P. 977-985.

Hodgkinson G., Maule A., Bown N. (2002) Further Reflections on the Elimination of Framing Bias in Strategic Decision Making // Strategic Management Journal. Vol. 23. № 11. P. 1069-1076.

Ilmola L., Kuusi O. (2006) Filters of weak signals hinder foresight: Monitoring weak signals efficiently in corporate decision-making // Futures. Vol. 38. № 8. P. 908-924.

Joffe H. (2003) Risk: From perception to social representation // British Journal of Social Psychology. Vol. 42. P. 55-73.

Johansson F. (2006) The Medici Effect: What Elephants and Epidemics Can Teach Us about Innovation. Boston, MA: Harvard Business School Press.

Kahneman D. (2011) Thinking Fast and Slow. New York: Farrar, Straus and Giroux.

Kahneman D., Tversky A. (1979) Intuitive prediction: Biases and corrective procedures // TIMS Studies in Management Science. Vol. 12. P. 313-327.

Kelly J.R., Barsade S.G. (2001) Mood and Emotions in Small Groups and Work Teams // Organizational Behavior and Human Decision Processes. Vol. 86. № 1. P. 99-130.

Klein G. (2007) Performing a Project Premortem // Harvard Business Review. Vol. 85. № 9. Р. 18-19.

Kwan D., Carson N., Addis D.R., Rosenbaum R.S. (2010) Deficits in past remembering extend to future imagining in a case of developmental amnesia // Neuropsychologia. Vol. 48. № 11. P. 3179-3186.

Leder J., Häusser J.A., Mojzisch A. (2015) Exploring the underpinnings of impaired strategic decision-making under stress // Journal of Economic Psychology. Vol. 49. P. 133-140.

Lewis S., Passmore J., Cantore S. (2008) The Appreciative Inquiry Approach to Change Management. London: Kogan Paul.

Lorenz J., Rauhut H., Schweitzer F., Helbing D. (2011) How social influence can undermine the wisdom of crowd effect // Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA. Vol. 108. № 22. P. 9020-9025.

Lucas H.C., Goh J.M. (2009) Disruptive technology: How Kodak missed the digital photography revolution // Journal of Strategic Information Systems. Vol. 18. № 1. P. 46-55.

MacKay R.B., McKiernan P. (2004) The role of hindsight in foresight: Refining strategic reasoning // Futures. Vol. 36. P. 161-179.

Mack T.C. (2013) Foresight as Dialogue // Futurist. Vol. 47. № 2. P. 46-50.

McKenna F.P. (1993) It won't happen to me: Unrealistic optimism or illusion of control? // British Journal of Psychology. Vol. 84. P. 39-50.

Meissner D., Gokhberg L., Sokolov A. (eds.) (2013) Science, Technology and Innovation Policy for the Future: Potentials and Limits of Foresight Studies. Heidelberg; New York; Dordrecht; London: Springer.

Meissner P., Wulf T. (2012) Cognitive benefits of scenario planning: Its impact on biases and decision quality // Technological Forecasting and Social Change. Vol. 80. P. 801-814.

Mellers B., Ungar L., Baron J., Ramos J., Gurcay B., Fincher K., Scott S.E., Moore D., Atanasov P., Swift S.A., Murray T., Stone E., Tetlock P.E. (2014) Psychological Strategies for Winning a Geopolitical Forecasting Tournament // Psychological Science. Vol. 25. № 5. P. 1106-1115.

Mendonça S., Cunha M.P., Kaivo-oja J., Ruff F. (2004) Wild Cards, Weak Signals and Organisational Improvisation // Futures. The Journal of Forecasting, Planning and Policy. Vol. 36. № 2. P. 201-218.

Merton R. (1948) The Self-Fulfilling Prophecy // The Antioch Review. Vol. 8. № 2. P. 193-210. Режим доступа: , дата обращения 15.11.2016. DOI: https://doi.org/10.2307/4609267

Min K.S., Arkes H. R. (2012) When Is Difficult Planning Good Planning? The Effects of Scenario-Based Planning on Optimistic Prediction Bias // Journal of Applied Social Psychology. Vol. 42. № 11. P. 2701-2729.

Mitchell D.J., Russo J.E., Pennington N. (1989) Back to the future: Temporal perspective in the explanation of events // Journal of Behavioral Decision Making. Vol. 2. № 1. P. 25-38.

Nadkarni S., Narayanani V.K. (2007) Strategic schemas, strategic flexibility, and firm performance: The moderating role of industry clockspeed // Strategic Management Journal. Vol. 28. № 3. P. 243-270.

Nelson R. (2010) Extending Foresight: The Case for and Nature of Foresight 2.0 // Futures. Vol. 42. P. 282-294.

Ogilvy J. (2002) Creating Better Futures. New York: Oxford University Press.

PWC (2014) Мегатенденции на повестке дня. Опрос членов советов директоров российских компаний. M.: PricewaterhouseCoopers. Режим доступа: https://www.pwc.ru/en/governance-risk-compliance/assets/russian_boards_survey2014_rus.pdf, дата обращения 01.10.2014.

Paliokaite A. (2010) Networking as a Route for Corporate Foresight in SMEs. IET Working Paper WPS010/2010. Monte de Caparica: IET.

Popper R. (2008) Foresight Methodology // The Handbook of Technology Foresight. Concepts and Practice / Eds. L. Georghiou, J.C. Harper, M. Keenan, I. Miles, R. Popper. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. P. 44-88.

Portaleoni G.C., Marinova S., Ul-Haq R., Marinov M. (2013) Corporate Foresight and Strategic Decisions: Lessons from a European Bank. London: Palgrave Macmillan.

Rhee S.-E. (2007) Group emotions and group outcomes: The role of group-member interactions // Affect and Groups. Research on Managing Groups and Teams / Eds. E.A. Mannix, M.A. Neale, C.P. Anderson. Vol. 10. Oxford: Elsevier Ltd. P. 65-95.

Roese N.J.Е., Vohs K.D. (2011) The visualization trap // Harvard Business Review. Vol. 88. № 5. P. 26.

Rohrbach B. (1969) Kreativ nach Regeln - Methode 635, eine neue Technik zum Losen von Problemen [Creative by rules - Method 635, a new technique for solving problems] // Absatzwirtschaft. Vol. 12. P. 73-75.

Rohrbeck R. (2011) Corporate Foresight. Towards a Maturity Model for the Future Orientation of a Firm. Heidelberg; New York; Dordrecht; London: Springer.

Rosenzweig Ph. (2014) Left Brain, Right Stuff: How Leaders Make Winning Decisions. New York: Public Affairs.

Roy M.M., Mitten S.T., Christenfeld N.J.S. (2008) Correcting memory improves accuracy of predicted task duration // Journal of Experimental Psychology: Applied. Vol. 14. P. 266-275.

Schwartz P. (1996) The Art of the Long View: Planning for the Future in an Uncertain World. New York; London; Toronto; Sydney; Oakland: Currency Doubleday.

Schwarz J.O. (2011) Business Wargaming: Developing Foresight within a Strategic Simulation // Foresight for Dynamic Organisations in Unstable Environments: A Search for New Frameworks / Eds. S. Mendonça, B. Sapio. London; New York: Taylor and Francis. P. 5-20.

Schwering R.E. (2003) Focusing leadership through force field analysis: New variations on a venerable planning tool // Leadership and Organization Development Journal. Vol. 24. № 7. Р. 361-370. DOI: https://doi.org/10.1108/01437730310498587

Slovic P., Västfjäll D. (2013) The More Who Die, the Less We Care // Imagining Human Rights / Eds. S. Kaul, D. Kim. Berlin: De Gruyter. P. 55-68.

Spreng R.N., Mar R.A., Kim A.S.N. (2009) The Common Neural Basis of Autobiographical Memory, Prospection, Navigation, Theory of Mind, and the Default Mode: A Quantitative Meta-analysis // Journal of Cognitive Neuroscience. Vol. 21. № 3. P. 489-510.

Straus S., Parker A., Bruce J. (2011) The group matters: A review of processes and outcomes in intelligence analysis // Group Dynamics: Theory, Research, and Practice. Vol. 15. P. 128-146.

Sunstein C.R. (2009) Going to extremes: How like minds unite and divide. Oxford: Oxford University Press.

Taleb N.N. (2007) The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable. New York: Random House.

Tetlock P., Gardner D. (2015) Superforecasting: The Art and Science of Prediction. New York: Random House.

Tetlock P.E. (2005) Expert political judgment - How good is it? How can we know? Princeton: Princeton University Press.

Treyer S. (2011) Changing Perspectives on Foresight and Strategy: From Foresight Project Management to the Management of Change in Collective Strategic Elaboration Processes // Foresight for Dynamic Organisations in Unstable Environments: A Search for New Frameworks / Eds. S. Mendonça, B. Sapio. London; New York: Taylor and Francis. P. 67-76.

Trope Y., Lieberman N. (2010) Construal-Level Theory of Psychological Distance // Psychological Review. Vol. 117. № 2. P. 440-463.

Tversky A., Kahneman D. (1974) Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases // Science. № 185 (4157). P. 1124-1131.

Tversky A., Kahneman D. (1992) Advances in Prospect Theory: Cumulative Representation of Uncertainty // Journal of Risk and Uncertainty. Vol. 5. № 4. P. 297-323.

Vishnevskiy K., Karasev O. (2016) Challenges and Opportunities for Corporate Foresight // Deploying Foresight for Policy and Strategy Makers: Creating Opportunities Through Public Policies and Corporate Strategies in Science, Technology and Innovation / Eds. L. Gokhberg, D. Meissner, A. Sokolov. Heidelberg; New York; Dordrecht; London: Springer. P. 65-79.

Vishnevskiy K., Meissner D., Egorova O. (2015) Foresight for SMEs: How to overcome the limitations in small firms. HSE WP BRP 45/STI. Moscow: HSE. P. 1-18.

Warnke Ph., Schirrmeister E. (2016) Small seeds for grand challenges - Exploring disregarded seeds of change in a foresight process for RTI policy // Futures. Vol. 77. P. 1-10.

Weisbord M., Janoff S. (2010) Future Search: Getting the Whole System in the Room for Vision, Commitment, and Action. 3rd. ed. San Francisco, CA: Berrett-Koehler Publishers.

West M.A. (1996) Reflexivity and work group effectiveness: A conceptual integration // Handbook of Work Group Psychology / Ed. M.A. West. Chichester: Wiley. P. 555-579.

Wilkinson A., Kupers R. (2013) Living in the futures // Harvard Business Review. Vol. 91. № 5. P. 118-127.

Yudkowsky E. (2008) Cognitive Biases Potentially Affecting Judgement of Global Risks // Global Catastrophic Risks / Eds. N. Bostrom, M.M. Cirkovic. London; New York: Oxford University Press. P. 91-119.

van der Heijden K. (2005) Scenarios. The Art of Strategic Conversation. 2nd ed. Chichester, West Sussex: John Wiley and Sons Ltd.

Журавлев А.Л., Нестик Т.А. (2012) Групповая рефлексивность: основные подходы и перспективы исследований // Психологический журнал. Т. 33. № 4. С. 27-37.

Журавлев А.Л., Нестик Т.А. (2016) Психологические особенности коллективного творчества в сетевых сообществах // Психологический журнал. Т. 37. № 2. С. 19-28.

Нестик Т.А. (2013) Коллективный образ будущего: социально-психологический анализ // Психологические исследования проблем современного российского общества / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН. С. 32-53.

Нестик Т.А. (2014a) Социальная психология управления знаниями: основные направления и перспективы исследования // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. № 4 (71). С. 4-10.

Нестик Т.А. (2014b) Социально-психологические барьеры при прогнозировании будущего в российских компаниях // Прикладная юридическая психология. № 2. С. 124-135.

Нестик Т.А. (2014c) Социальная психология времени. М.: Институт психологии РАН.

Нестик Т.А. (2016b) Глобальные риски как психологический феномен // Пути к миру и безопасности. № 1 (50). С. 24-38.

Нестик Т.А. (2016c) Социально-психологические методы фасилитации совместного анализа опыта и обмена знаниями // Социальная психология знания / Под общ. ред. А. Л. Журавлева, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН. С. 357-377.

Нестик Т.А. (2016а) Cоциально-психологические механизмы долгосрочной ориентации // Социальная и экономическая психология. Т. 1. № 4. C. 16-60.

Соколов А.В. (2007) Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. № 1(1). С. 8-15.

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.