Аннотация
Высококвалифицированные специалисты, обладающие учеными степенями, способны внести существенный вклад в развитие науки и инноваций, стимулируя прогресс общества в целом. Сведения об их карьере представляют интерес для ведомств, ответственных за разработку научно-технической политики, потенциальных работодателей и тех, кто стоит перед выбором будущей профессии — стать ученым либо заняться иной деятельностью. Тем не менее подобная информация крайне дефицитна, поскольку возможности традиционных статистических источников для ее продуцирования ограничены.
На восполнение данного пробела направлен международный проект «Карьеры докторов наук» (Careers of Doctorate Holders, CDH) — совместная инициатива ОЭСР, Института статистики ЮНЕСКО и Евростата, реализуемая с 2004 г. В статье представлены некоторые результаты второго раунда этого проекта по итогам за 2010 г., анализируются рынок труда и структура занятости докторов наук. Особое внимание уделяется занятости в исследовательском секторе, а также межсекторальной и международной мобильности ученых.
Исследование выявило, что в большинстве исследуемых стран доктора наук обладают определенными преимуществами на рынке труда в сравнении с другими высококвалифицированными специалистами, хотя женщинам и более молодым специалистам сложнее обрести стабильную занятость. Постдокторская стажировка практикуется в большей степени в сфере высшего образования, чем в бизнесе, и гораздо более длительная. Специалисты по естественным и техническим наукам в основном заняты исследованиями, тогда как представители общественных наук находят больше возможностей на ненаучных должностях. Заработки, за некоторыми исключениями, наиболее высоки в предпринимательском секторе.
Модели трудовой мобильности заметно различаются по странам, это явление более распространено среди докторов, не занятых исследованиями. Часто мобильность из бизнес-сектора в образовательный оказывается интенсивнее, чем в обратном направлении. Неуклонно растет международная мобильность, хотя она менее характерна для исследователей, чем ожидалось.
Степень привлекательности научной карьеры определяется комплексом материальных и нематериальных факторов. Удовлетворенность другими аспектами, помимо зарплаты, особенно значима для лиц, занятых исследованиями.
Анализ микроданных поможет прояснить ситуацию с развитием карьеры докторов, позволит глубже изучить модели межсекторальной и международной мобильности с учетом специфики профессиональной деятельности, области знаний, возраста и пола специалиста, типа контракта, стажа работы в качестве исследователя, участия в сетевом взаимодействии и ряда других факторов.
Литература
Auriol L., Felix B., Schaaper M. (2010) Mapping Careers and Mobility of Doctorate Holders. STI Working Paper 2010/04. Paris: OECD.
Benderly B.L. (2012) A Stellar Opportunity//Science. 06 July. Режим доступа: http://sciencecareers.sciencemag.org/career_magazine/previous_issues/articles/2012_07_06/caredit.a1200075, дата обращения 21.03.2013.
Calmand J., Vera R. (2011) Insertion des sortants du supérieur: Les effets contrastés de la professionnalisation. Bref du CEREQ № 294-2. Paris: CEREQ.
European Commission (2007) Remuneration of Researchers in the Public and Private sectors by CARSA. Brussels: European Commission.
Eurostat (2011) Evaluation of the CDH 2009 data collection exercise (Doc.Eurostat/F4/CDH/2011/2/Rev.1). Luxembourg: Eurostat.
Harfi M., Auriol L. (2010) The Employability Problems of Doctorate Holders: Explaining a “FrenchException”. La note d'analyse № 189. Paris: Centre d'Analyse Stratégique.
Institut de France (2008) Attractiveness of Careers in Research. Paris: Institut de France, Académie des sciences.
NISTEP (2008) Investigative Survey on the Research Activities and Awareness of Postdoctoral Fellows: Analysis on Career Choices of Postdoctoral Scholars Investigative Survey on the Research Activities and Awareness of Postdoctoral Fellows. Research Material № 161. Tokyo: NISTEP.
NISTEP (2011) Survey on Postdoctoral Fellows Regarding Employment and Moving-out Situations (FY2009). Research Material № 202. Tokyo: NISTEP.
NSB (2012) 2012 S&E Indicators. Washington, DC: National Science Board.
OECD (2002) Frascati Manual: Proposed Standard Practice for Surveys on Research and Experimental Development (6th ed.). Paris: OECD.
OECD (2009) Education at a Glance 2009. Paris: OECD.
OECD (2010) Skills for Innovation and Research. OECD Innovation Strategy. Paris: OECD.
OECD (2011a) Education at a Glance 2011. Paris: OECD.
OECD (2011b) OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2011. Paris: OECD.
OECD (2012a) Education at a Glance 2012. Paris: OECD.
OECD (2012b) Transferable Skills Training for Researchers: Supporting Career Development and Research. Paris: OECD.
OSTP (2004) Sustaining the Nation's Innovation Ecosystem: Maintaining the Strength of Our Science & Engineering Capabilities. Washington, DC: President's Сouncil of Advisors on Science and Technology.
Santiago P., Tremblay K., Basri E., Arnal E. (2008) Tertiary Education for the Knowledge Society. Vol. 2. Paris: OECD.
Widmaier S., Dumont J.-C. (2011) Are recent immigrants different? A new profile of immigrants in the OECD based on DIOC 2005/06. OECD Social, Employment and Migration Working Papers № 126. Directorate for Employment, Labour and Social Affairs. Paris: OECD. Режим доступа: , дата обращения 15.08.2013. DOI: https://doi.org/10.1787/5kg3ml17nps4-en
Ориоль Л. (2007) Доктора наук: рынок труда и международная мобильность//Форсайт Т. 1. № 3. С. 34-48.
Ориоль Л. (2010) Доктора наук: карьера, востребованность, международная мобильность//Форсайт Т. 4. № 4. С. 26-41.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.