«Треугольник знаний» в сфере здравоохранения — опыт медицинских факультетов норвежских университетов
PDF
PDF (English)

Ключевые слова

сектор высшего образования
здравоохранение
«треугольник знаний»
государственный сектор
частный сектор
Норвегия

Как цитировать

БорлаугС. Б., & АанстадС. (2018). «Треугольник знаний» в сфере здравоохранения — опыт медицинских факультетов норвежских университетов. Форсайт, 12(1), 68-75. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2018.1.80.87

Аннотация

В статье исследуются проблемы социальной роли образования и соответствия вузовских программ реальным потребностям общества, приобретшие в последние годы особую политическую актуальность. Внимание к этой теме в свою очередь подогревает интерес к концепции «треугольника знаний», предполагающей синергический эффект от сопряжения образования, научных исследований и инновационной деятельности. Существующие исследования, посвященные взаимодействию высших учебных заведений с обществом и политике в данной области, акцентируются в первую очередь на связях науки с инновационной деятельностью и на роли вузов в экономическом развитии. Фокусируясь на взаимодействии вузов с промышленностью, многие исследователи игнорируют их участие в создании инноваций в сфере государственных услуг. Факт парадоксальный, учитывая растущее значение инновационной деятельности для государства. Инновации служат важнейшим инструментом повышения эффективности и качества государственных услуг и дают ответ на наиболее серьезные социальные вызовы (например, старение населения и работоспособность системы социального обеспечения).

Предметом настоящей статьи выступает сектор здравоохранения, в котором вузы взаимодействуют как с частными компаниями, так и с государственными медицинскими учреждениями. Исследование развивает результаты работы, выполненной в 2015 г. в Норвегии в рамках проекта ОЭСР. Цель проекта состояла в картировании и анализе политических инициатив, разработанных в соответствии с концепцией «треугольника знаний» и реализованных на национальном и институциональном уровнях. Как показали его итоги, взаимодействие образования, науки и инновационной деятельности служит ключевым элементом государственной политики стимулирования сферы здравоохранения, а сотрудничество в рамках «тре­угольника знаний» с организациями государственного и частного секторов — основным направлением развития медицинских факультетов норвежских университетов. Особый интерес представляет взаимодействие медицинских факультетов с государственной системой здравоохранения, поскольку в данной области выявлены новые тенденции и формы, не описанные в существующей литературе, однако указывающие на центральную роль образования в них.

https://doi.org/10.17323/2500-2597.2018.1.80.87
PDF
PDF (English)

Литература

Amara N., Landry R., Halilem N. (2013) Faculty consulting in natural sciences and engineering: Between formal and informal knowledge transfer // Higher Education. Vol. 65. № 3. P. 359-384.

Bekkers R., Bodas-Freitas I.M. (2008) Analysing knowledge transfer channels between universities and industry: To what degree do sectors also matter? // Research Policy. Vol. 37. № 10. P. 1837-1853.

Borlaug S.B., Aanstad S., Solberg E., Thune T.M. (2016) The knowledge triangle in policy and institutional practices - The case of Norway. NIFU Report № 66. Oslo: Nordic Institute for Studies in Innovation, Research and Education (NIFU).

Clark B.R. (1998) Creating entrepreneurial universities: Organizational pathways of transformation. Issues in Higher Education. New York: Elsevier.

Clarysse B., Wright M., Lockett A., van de Velde E., Vohora A. (2005) Spinning out new ventures: A typology of incubation strategies from European research institutions // Journal of Business Venturing. Vol. 20. № 2. Р. 183-216.

Cohen W.M., Nelson R.R., Walsh J.P. (2002) Links and Impacts: The Influence of Public Research on Industrial R&D // Management Science. Vol. 48. № 1. Р. 1-23.

D'Este P., Patel P. (2007) University-industry linkages in the UK: What are the factors underlying the variety of interactions with industry? // Research Policy. Vol. 36. № 9. P. 1295-1313.

De Vries H., Bekkers V., Tummers L. (2016) Innovation in the public sector: A systematic review and future research agenda // Public Administration. Vol. 94. № 1. Р. 146-166.

Etzkowitz H., Webster A., Gebhardt C., Terra B.R.C. (2000) The future of the university and the university of the future: Evolution of ivory tower to entrepreneurial paradigm // Research Policy. Vol. 29. № 2. P. 313-330.

European Parliament (2010) The Lisbon Strategy 2000-2010: An analysis and evaluation of the methods used and results achieved. Brussels: European Parliament.

Gübeli M.H., Doloreux D. (2005) An empirical study of university spin-off development // European Journal of Innovation Management. Vol. 8. № 3. P. 269-282.

Meyer-Krahmer F., Schmoch U. (1998) Science-based technologies: University-industry interactions in four fields // Research Policy. Vol. 27. № 8. Р. 835-851.

Norwegian Government (2017) Meld. St. 16 (2016-2017). Quality Culture in Higher Education. Report to the Storting (white paper). Oslo: Ministry of Education and Research. Режим доступа: https://www.regjeringen.no/contentassets/aee30e4b7d3241d5bd89db69fe38f7ba/en-gb/pdfs/stm201620170016000engpdfs.pdf, дата обращения 16.12.2017.

OECD (2017) Knowledge Triangle Synthesis Report. Enhancing the Contributions of Higher Education and Research to Innovation. Paris: OECD.

Perkmann M., Tartari V., McKelvey M., Autio E., Broström A., D'Este P., Fini R., Geuna A., Grimaldi R., Hughes A., Krabel S., Kitson M., Llerena P., Lissoni F., Salter A., Sobrero M. (2013) Academic engagement and commercialisation: A review of the literature on university-industry relations // Research Policy. Vol. 42. № 2. Р. 423-442.

Perkmann M., Walsh K. (2007) University-industry relationships and open innovation: Towards a research agenda // International Journal of Management Reviews. Vol. 9. № 4. Р. 259-280.

Schartinger D., Rammer C., Fischer M.M., Fröhlich J. (2002) Knowledge interactions between universities and industry in Austria: Sectoral patterns and determinants // Research Policy. Vol. 31. № 3. Р. 303-328.

Siegel D.S., Waldman D., Link A. (2003) Assessing the impact of organizational practices on the relative productivity of university technology transfer offices: An exploratory study // Research Policy. Vol. 32. № 1. Р. 27-48.

Sjoer E., Nørgaard B., Goossens M. (2016) From concept to reality in implementing the Knowledge Triangle // European Journal of Engineering Education. Vol. 41. № 3. Р. 353-368.

Thune T.M., Aamodt P.O., Gulbrandsen M. (2014) Noder i kunnskapsnettverket: Forskning, kunnskapsoverføring og eksternt samarbeid blant vitenskapelig ansatte i UH-sektoren. NIFU Report 23/2014. Oslo: Nordic Institute for Studies in Innovation, Research and Education (NIFU).

Tømte C.E., Olsen D.S., Waagene E., Solberg E., Børing P., Borlaug S.B. (2015) Kartlegging av etter- og videreutdanningstilbud i Norge. NIFU Report 39/2015. Oslo: Nordic Institute for Studies in Innovation, Research and Education (NIFU).

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.