Культура и инновации: к постановке проблемы
PDF

Ключевые слова

ценности
инновации
культура
организационная культура
установки
инновационный климат

Как цитировать

ЯсинЕ., & ЛебедеваН. (2009). Культура и инновации: к постановке проблемы. Форсайт, 3(2), 16-26. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2009.2.16.26

Аннотация

В статье ставится вопрос о влиянии культуры (базовых ценностей, менталитета) на отношение к инновациям. Приводятся данные об инновационной активности России в сравнении с другими странами и результаты кросскультурных исследований связи культурных ценностей (по Ш. Шварцу) и отношения к инновациям в России и Канаде. Анализируются результаты исследований социально-психологической базы инноваций и инновационного климата в России. Предлагаются рекомендации по преодолению культурного и психологического барьеров на пути инновационного развития России.

https://doi.org/10.17323/1995-459X.2009.2.16.26
PDF

Литература

Culture and subjective well-being/Ed. by E. Suh. Diener. London, 2000.

Culture matters: How values shape human progress/Ed. by L. E. Harrison and S. P. Huntington. New York: Basic Books, 2000.

Dollinger S.J., Burke Ph.A., Gump N.W. Creativity and Values//Creativity Research Journal, 2007 (in press).

Harbison F.H., Burgess E.W. Modern management in Western Europe//American Journal of Sociology, 1954, №60. P. 15-23.

Inglehart R., Baker W.E. Modernization, cultural change and the persistence of traditional values//American Sociological Review, 2000, v. 65. P. 19-51.

Kharkhurin A., Motalleebi S.N.S. The Impact of the Creative Potential of American, Russian, and Iranian College Students//Creativity Reseacrh Journal, 2008, v. 20, №4. P. 404-411.

Lubart T. I. Creativity across cultures/R. J. Sternberg (Ed.). Handbook of creativity. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 339-350.

Raina M.K. Cross-cultural differences./M.A. Runco, R. Pritzker (Eds.). Encyclopedia of creativity, v. 1. San Diego, CA: Academic Press, 1999. P. 453-464.

Schwartz S. H., Bardi A. Value hierarchies across cultures: taking a similarities perspective//Journal of Cross Cultural Psychology, 2001, v.32. P. 268-290.

Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: extensions and cross-cultural replications//Journal of Personality and Social Psychology, 1990, v. 58. P. 878-891.

Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values//Journal of Personality and Social Psychology, 1987, v. 53. P. 550-562.

Shane S. Why do some societies invent more than others?//Journal of Business Venturing, 1992, № 7. P. 29-46.

Shane S., Venkatarman S., Mac-Millan I. Cultural differences in Innovation Strategies//Journal of Management, 1995, v. 21, № 5. P. 931-952.

Smith P., Peterson M., Schwartz S. Cultural values, sources of guidance and their relevance to managerial behavior//Journal of cross-cultural psychology, 2002, v. 33, № 2. P. 188-208.

Tompson J. Organizations in Actions. New York: McGraw Hill, 1967.

Triandis H.C. Culture and Social Behavior. New York: McGraw-Hill, Inc., 1994.

Алексашенко С. Экономический совок//Ведомости. 15 мая 2009 г. http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/05/15/195678 (дата обращения: 17.06.2009).

Журавлев А.Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования//Психологический журнал, 1993, т. 14, № 4. С. 4-15.

Индикаторы инновационной деятельности: 2007. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.

Инновационное развитие -основа модернизации экономики России. Национальный доклад. М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008.

Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу/Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М.: Изд-во Московской школы политических исследований, 2002.

Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже ХХI века//Психологический журнал, 2000, т. 21, № 3. С. 73-87.

Лебедева Н.М. Кросскультурные особенности отношения российской молодежи к инновациям/Молодые москвичи. Кросскультурное исследование. М.: РУДН, 2008. C. 9-40.

Лебедева Н.М. Ценности и отношение к инновациям российских и канадских студентов//Психологический журнал, 2009, № 4.

Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре//Психологический журнал, 2001, т. 22, № 3. С. 26-36.

Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2007.

Новопрудский С. Немодный креатив. www.gazeta.ru/column/novoprudsky/3180551.shtml (дата обращения: 17.06.2009).

Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003.

Советова О.С. Социальная психология инноваций. СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 2000.

Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса. Мн.: ООО «Попурри», 2004.

Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте. М.: Наука, 2004.

Ясин Е.Г., Снеговая М.В. Тектонические сдвиги в мировой экономике: что скажет фактор культуры? М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2009.

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.