Академическая профессия в сравнительной перспективе: 1992–2012
PDF

Ключевые слова

высшее образование
академическая профессия
академические контракты
университетское управление
исследовательские университеты
преподавание и исследования

Как цитировать

СивакЕ., & ЮдкевичМ. (2013). Академическая профессия в сравнительной перспективе: 1992–2012. Форсайт, 7(3), 38-47. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2013.3.38.47

Аннотация

За последние два десятилетия сфера высшего образования в России претерпела радикальные институциональные перемены, затронувшие, в частности, академическую профессию. В статье обсуждается динамика ряда ключевых показателей, характеризующая эти процессы. На основании данных двух сопоставительных международных исследований академической профессии, проведенных в 1992 и 2012 гг. соответственно, изучаются изменения индикаторов, связанных с предпочтениями и представлениями российских университетских преподавателей: приоритеты в области преподавания и исследовательской деятельности; роль различных факторов в принятии решений в пользу ухода либо продолжения работы в вузе; взгляды на то, кто оценивает преподавательскую и исследовательскую работу; мнения преподавателей по поводу карьерных перспектив в их дисциплинарной области и др.

Особое внимание уделено восприятию преподавателями своей роли в принятии решений в университете, низкая динамика характеристик которого свидетельствует об относительной стабильности моделей управления, сложившихся в современных российских вузах. Вместе с тем она не дает оснований говорить о переходе последних в сторону модели академического самоуправления.

Авторы приходят к выводу, что базовые установки преподавателей университетов во многом остались прежними, но изменилось восприятие самой миссии системы высшего образования. Если раньше стояла задача подготовить студентов к успешной профессиональной карьере, то теперь приоритетом видится усиление конкурентного потенциала страны на международном уровне. Однако вряд ли сегодня можно говорить о готовности вузов соответствовать новой миссии.

https://doi.org/10.17323/1995-459X.2013.3.38.47
PDF

Литература

Altbach P. (ed.) (1996) International Academic Profession. Portraits of Fourteen Countries. San Francisco, CA: Jossey-Bass Publishers.

Altbach P., Androuschak G., Kuzminov Y., Yudkevich M., Reisberg L. (eds.) (2013) The Global Future of Higher Education and the Academic Profession. London: Palgrave McMillan.

Altbach P., Reisberg L., Yudkevich M., Androushchak G., Pacheco I. (eds.) (2012) Paying the Professoriate. A Global Comparison of Compensation and Contracts. London: Routledge.

Barnes L.B., Agago M.O., Coombs W.T. (1998) Effects of Job-Related Stress on Faculty Intention to Leave Academia//Research in Higher Education. № 39. P. 457-469.

Brennan J. (2007) The Academic Profession and Increasing Expectations of Relevance//Key Challenges to the Academic Profession/Eds. M. Kogan, U. Teichler. Paris, Kassel: UNESCO Forum on Higher Education Research and Knowledge, INCHER, Kassel. P. 19-28. Режим доступа: http://portal.unesco.org/education/en/files/54977/11970234265Key_Challanges_Academic_Profession_REV.pdf/Key_Challanges_Academic_Profession_REV.pdf, дата обращения 08.05.2013.

Deem R. (1998) «New Managerialism» and Higher Education: The Management of Performances and Cultures in Universities in the United Kingdom//International Studies in Sociology of Education. Vol. 8. № 1. P. 47-70. Режим доступа: http://www.tandfonline.com/doi/pdf/, дата обращения 19.04.2013. DOI: https://doi.org/10.1080/096202198002001

Gottlieb E., Keith B. (1997) The academic research-teaching nexus in eight advanced industrialized countries//Higher Education. Vol. 34. № 3. P. 397-420.

Lacy F.J., Sheehan B.A. (1997) Job Satisfaction among Academic Staff: An International Perspective//Higher Education. Vol. 34. № 3. P. 305-322.

Masten S. (2006) Authority and Commitment: Why Universities, Like Legislatures, Are Not Organized As Firms//Journal of Economics and Management Strategy. № 15. P. 649-684.

Shin J.C., Arimoto A., Cummings W.K., Teichler U. (eds.) (2013) Teaching and Research in Contemporary Higher Education. Systems, Activities and Rewards. New-York, London: Springer.

Teichler U., Arimoto A., Cummings W. (2013) The Changing Academic Profession. Major Findings of a Comparative Survey. New-York, London: Springer.

Козьмина Я.Я. (2013) Научная и преподавательская деятельность ППС российских вузов: предпочтения, затрачиваемое время и академическая продуктивность. М.: НИУ ВШЭ (mimeo).

Левада-центр (2011) Общественное мнение -2010. Ежегодник. М.: Аналитический центр Юлия Левады («Левада-центр»).

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.