Детерминанты продуктивности научных исследований в сфере высшего образования: эмпирический анализ
PDF

Ключевые слова

импакт-фактор
библиометрические индикаторы
университетские исследования
финансирование исследований
продуктивность ученого
оценка эффекта

Как цитировать

ДжейкобД., & ЛамариМ. (2012). Детерминанты продуктивности научных исследований в сфере высшего образования: эмпирический анализ. Форсайт, 6(3), 40-49. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2012.3.40.49

Аннотация

В современном мире роль высшего образования в производстве новых знаний неуклонно растет. Однако на фоне растущих финансовых потребностей этой сферы, вклад университетских ученых в получение новых знаний не всегда соответствует ожиданиям. Соотношение расходов на научную деятельность (гранты, обеспечение инфраструктурой, подготовка кадров и т. п.) и ее результатов (цитирование, эффект и др.) становится стратегическим аспектом принятия государственных решений, оказывающих влияние на развитие инноваций и компетенций. Несмотря на изобилие эмпирических изысканий в отношении публикационной активности, лишь немногие из них оценивают ее применительно к образовательной сфере.

В статье на примере университетов Канады оцениваются факторы, влияющие на продуктивность научной деятельности в сфере высшего образования. Мы исходили из предположения, что продуктивность исследовательских проектов в значительной степени определяется объемом и источниками финансирования. Проведен анализ данных по 194 исследователям за период 2001-2008 гг. В качестве индикаторов научной продуктивности рассматривались общее количество публикаций каждого ученого в реферируемых научных журналах, число совместных работ, цитирование, эффект).

Результаты  проведенного нами исследования показали, что объем финансирования не оказывает столь значимого влияния, как предполагалось. В то же время заметный эффект для научной продуктивности имеют возраст ученого, язык преподавания университета, в котором он работает и/или размер последнего, а также определенные источники финансирования. В целом, более высокую производительность демонстрируют молодые кадры; исследователи из крупных университетов и/или преподающих на английском языке; а также получатели целевого финансирования от научных фондов. Пол исследователя не оказался статистически значимым определяющим показателем.

Выявленные в ходе нашего анализа закономерности целесообразно учитывать при экспертизе итогов реализации программ. Необходимо принимать во внимание не только валовые показатели (количество подготовленных статей), но и качество этих публикаций (цитирование и реальные результаты, полученные на основе изданных работ), а также персональные характеристики авторов и организационный контекст. Тем самым разработчики инициатив по поддержке научных исследований получат максимально полную информацию, необходимую для повышения эффективности соответствующих программ.

https://doi.org/10.17323/1995-459X.2012.3.40.49
PDF

Литература

Abramo G., D'Angelo C.A., Caprasecca A. (2009) Allocative Efficiency in Public Research Funding: Can Bibliometrics Help? // Research Policy. Vol. 38. № 1. Р. 206-215.

Adams J.D., Griliches Z. (1996) Research Productivity in a System of Universities // National Bureau of Economic Research Working Papers series. Vol. 5833. P. 1-28.

Adams J.D., Griliches Z. (1998) Research Productivity in a System of Universities // Annales d'économie et de statistique. Vol. 49/50. P. 127-164.

Auranen O., Nieminen M. (2010) University Research Funding and Publication Performance - An International Comparison // Research Policy. Vol. 39. № 6. Р. 822-834.

Blau P.M., Margulies R.Z. (1975) The Reputations of American Professional Schools // Change. Vol. 6. № 10. P. 42-47.

Bozeman B., Gaughan M. (2007) Impacts of Grants and Contracts on Academic Researchers' Interactions with Industry // Research Policy. Vol. 36. № 5. Р. 694-670.

Brainerd C.J. (2006) Developmental Review's Most Influential Articles // Developmental Review. Vol. 26. № 1. P. 1-14.

Campanario J.M., González L., Rodriguez C. (2006) Structure of the Impact Factor of Academic Journals in the Feld of Education and Educational Psychology: Citations from Editorial Board Members // Scientometrics. Vol. 69. № 1. Р. 37-56.

Campbell R. (1979) Fifteenth Anniversary Perspective: A Critique of the Educational Administration Quaterly // Library Review. Vol. 15. № 3. P. 1-19.

Carayol N., Matt M. (2006) Individual and Collective Determinants of Academic Scientists' Productivity // Information Economics and Policy. Vol. 18. № 1. P. 55-72.

Cartter A. (1977) The Cartter Report on the Leading Schools of Education, Law and Business // Change. Vol. 9. № 2. P. 44-48.

Clark D.L., Guba E.G. (1976) Studies of Productivity in Knowledge Production and Utilization by Schools, Colleges and Departments of Education // Research on Institutions of Teacher Education. Bloomington, IN: Indiana University.

Costas R., van Leeuwen T.N., Bordons M. (2010) A Bibliometric Classificatory Approach for the Study and Assessment of Research Performance at the Individual Level: The Effects of Age on Productivity and Impact // Journal of the American Society for Information Science and Technology. Vol. 61. № 8. Р. 1564-1581.

Defazio D.A., Lockett A., Wright M. (2009) Funding Incentives, Collaborative Dynamics and Scientific Productivity: Evidence from the EU Framework Program // Research Policy. Vol. 38. № 2. P. 293-305.

Denton J.J., Tsai C.-Y., Cloud C. (1986) Productivity of Faculty in Higher Education Institutions // Journal of Teacher Education. Vol. 37. № 5. Р. 12-16.

Eash J. (1983) Educational Research Productivity of Institutions of Higher Education // American Educational Research Journal. Vol. 20. № 1. Р. 5-12.

Edwards T. (2000) All the Evidence Shows…: Reasonable Expectations of Educational Research // Oxford Review of Education. Vol. 26. № 3-4. Р. 299-311.

Elton L. (2000) The UK Research Assessment Exercice: Unintended Consequences // Higher Education Quartely. Vol. 54. № 3. Р. 274-283.

Feldman M.P., Lichtenberg F.R. (1998) The Impact and Organization of Publicly-Funded Research and Development in the European Community // Annals of Economics and Statistics. Vol. 49/50. P. 199-222.

Garfield E. (1979) Citation Indexing - Its Theory and Application in Science, Technology and Humanities. New York, NY: John Wiley & Sons.

Garfield E. (1990) How ISI Selects Journals for Coverage: Quantitative and Qualitative Considerations // Current Contents. Vol. 13. № 22. P. 185.

Geuna A., Martin B.R. (2003) University Research Evaluation and Funding: An International Comparison // Minerva. Vol. 41. № 4. Р. 277-304.

Glanzel W., Moed H.F. (2002) Journal Impact Measures in Bibliometric Research // Scientometrics. Vol. 53. № 2. Р. 171-193.

Goldfinch S. (2003) Investing in Excellence? The Performance-based Research Fund and its Implications for Political Science Departments in New Zealand // Political Science. Vol. 55. № 1. Р. 39-55.

Gordon N.J., Nucci L.P., West C.K., Hoerr W.A., Uguroglu M.E., Vukosavich P., Tsai S.-L. (1984) Productivity and Citations of Educational Research: Using Educational Psychology as the Data Base // Educational Researcher. Vol. 13. № 7. Р. 14-20.

Haas E., Wilson G.Y., Cobb C.D., Hyle A.E., Jordan K., Kearney K.S. (2007) Assessing Influence on the Field: An Analysis of Citations to Educational Administration Quarterly, 1979-2003 // Educational Administration Quarterly. Vol. 43. № 4. Р. 494-512.

Heckman J.J., Cameron S. (2001) The Dynamics of Educational Attainment for Blacks, Whites and Hispanics // Journal of Political Economy. Vol. 109. № 3. Р. 455-499.

Hesli V.L., Lee J.M. (2011) Faculty Research Productivity: Why Do Some of Our Colleagues Publish More than Others? // Political Science & Politics. Vol. 44. № 2. Р. 393-408.

Hesli V.L., Lee J.M. (2011) Faculty Research Productivity: Why Do Some of our Colleagues Publish More than Others? // Political Science & Politics. Vol. 44. № 2. Р. 393-408.

Hicks D., Tomizawa H., Saitoh Y., Kobayashi S. (2004) Evolving Indicators, Bibliometric Techniques in the Evaluation of Federally Funded Research in the United States // Research Evaluation. Vol. 13. № 2. Р. 78-86.

Kroc R.J. (1984) Using Citation Analysis to Assess Scholarly Productivity // Educational Researcher. Vol. 13. № 6. Р. 17-22.

Ladd E.C., Lipset S.M. (1979) The 1977 Survey of the American Professoriate // Chronicle of Higher Education. Vol. 17. № 18. Р. 7-8.

Larivière V., Macaluso B., Archambault É., Gingras Y. (2010) Which Scientific Elites? On the Concentration of Research Funds, Publications and Citations // Research Evaluation. Vol. 19. № 1. Р. 45-53.

Lehman H.C. (1953) Age and Achievement. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Levin S.G., Stephan P. (1998) Gender Differences in the Rewards to Publishing in Academe: Science in the 1970's // Sex Roles. Vol. 38. № 11/12. Р. 1049-1064.

Lindsey D. (1978) The Scientific Publication in Social Science. San Francisco, CA: Jossey-Bass.

Luce T., Johnson D. (1978) Rating of Educational and Psychological Journals // Educational Researcher. Vol. 7. № 10. P. 8-10.

Marinova D., Newman P. (2008) The Changing Research Funding Regime in Australia and Academic Productivity // Mathematics and Computers in Simulation. Vol. 78. № 2-3. Р. 283-291.

Mayo C.R., Zirkel P.A., Finger B.A. (2006) Which Journals are Educational Leadership Professors Choosing? // Educational Administration Quarterly. Vol. 42. № 5. Р. 806-811.

Moed H.F. (1996) Differences in the Construction of SCI Based Bibliometric Indicators among Various Producers: A First Overview // Scientometrics. Vol. 35. № 2. Р. 177-191.

Mortimore P. (1999) Does Educational Research Matter? // British Educational Research Journal. Vol. 26. № 1. Р. 5-24.

Orr M. (2004) Political Science and Education Research: An Exploratory Look at two Political Science Journals // Educational Researcher. Vol. 33. № 5. Р. 11-16.

Ouimet M., Bédard P.-O., Gélineau F. (2011) Are the H-Index and Some of Its Alternatives Discriminatory of Epistemological Beliefs and Methodological Preferences of Faculty Members? The Case of Social Scientists in Quebec // Scientometrics. Vol. 88. № 1. Р. 91-106.

Piaget J. (1972) L'Épistémologie Génétique. Paris: Presses universitaires de France.

Sieber S.D. (1966) The Organization of Educational Research. New York, NY: Columbia University, Bureau of Applied Social Research.

Smart J.C., Elton C.F. (1981) Structural Characteristics and Citation Rates of Education Journals // American Educational Research Journal. Vol. 18. № 4. Р. 399-413.

Smith N.L., Caulley D.N. (1981) The Evaluation of Educational Journals Through the Study of Citations // Educational Researcher. Vol. 10. № 5. Р. 11-24.

Turner L., Mairesse J. (2003) Explaining Individual Productivity Differences in Scientific Research Productivity: How Important are Institutional and Individual Determinants? An Econometric Analysis of the Publications of French CNRS Physicists in Condensed Matter: 1980-1997 (Working Paper). University of Sorbonne, France.

Walberg H.J. (1972) University Distinction in Educational Research: An Exploratory Survey // Educational Researcher. Vol. 1. № 1. Р. 15-16.

Walberg H.J., Rasher S.P., Mantel H. (1977) Eminence and Citations in Educational Psychology // Educational Researcher. Vol. 6. № 3. Р. 12-13.

Walberg H.J., Vukosavich P., Tsai S.L. (1981) Scope and Structure of the Journal Literature in Educational Research // Educational Researcher. Vol. 10. № 8. P. 11-13.

West C.K. (1978) Productivity Ratings of Institutions Based on Publications in Journals of the American Educational Research Association: 1970-1976 // Educational Researcher. Vol. 7. № 2. Р. 13-14.

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.