Аннотация
В современном мире роль высшего образования в производстве новых знаний неуклонно растет. Однако на фоне растущих финансовых потребностей этой сферы, вклад университетских ученых в получение новых знаний не всегда соответствует ожиданиям. Соотношение расходов на научную деятельность (гранты, обеспечение инфраструктурой, подготовка кадров и т. п.) и ее результатов (цитирование, эффект и др.) становится стратегическим аспектом принятия государственных решений, оказывающих влияние на развитие инноваций и компетенций. Несмотря на изобилие эмпирических изысканий в отношении публикационной активности, лишь немногие из них оценивают ее применительно к образовательной сфере.
В статье на примере университетов Канады оцениваются факторы, влияющие на продуктивность научной деятельности в сфере высшего образования. Мы исходили из предположения, что продуктивность исследовательских проектов в значительной степени определяется объемом и источниками финансирования. Проведен анализ данных по 194 исследователям за период 2001-2008 гг. В качестве индикаторов научной продуктивности рассматривались общее количество публикаций каждого ученого в реферируемых научных журналах, число совместных работ, цитирование, эффект).
Результаты проведенного нами исследования показали, что объем финансирования не оказывает столь значимого влияния, как предполагалось. В то же время заметный эффект для научной продуктивности имеют возраст ученого, язык преподавания университета, в котором он работает и/или размер последнего, а также определенные источники финансирования. В целом, более высокую производительность демонстрируют молодые кадры; исследователи из крупных университетов и/или преподающих на английском языке; а также получатели целевого финансирования от научных фондов. Пол исследователя не оказался статистически значимым определяющим показателем.
Выявленные в ходе нашего анализа закономерности целесообразно учитывать при экспертизе итогов реализации программ. Необходимо принимать во внимание не только валовые показатели (количество подготовленных статей), но и качество этих публикаций (цитирование и реальные результаты, полученные на основе изданных работ), а также персональные характеристики авторов и организационный контекст. Тем самым разработчики инициатив по поддержке научных исследований получат максимально полную информацию, необходимую для повышения эффективности соответствующих программ.
Литература
Abramo G., D'Angelo C.A., Caprasecca A. (2009) Allocative Efficiency in Public Research Funding: Can Bibliometrics Help? // Research Policy. Vol. 38. № 1. Р. 206-215.
Adams J.D., Griliches Z. (1996) Research Productivity in a System of Universities // National Bureau of Economic Research Working Papers series. Vol. 5833. P. 1-28.
Adams J.D., Griliches Z. (1998) Research Productivity in a System of Universities // Annales d'économie et de statistique. Vol. 49/50. P. 127-164.
Auranen O., Nieminen M. (2010) University Research Funding and Publication Performance - An International Comparison // Research Policy. Vol. 39. № 6. Р. 822-834.
Blau P.M., Margulies R.Z. (1975) The Reputations of American Professional Schools // Change. Vol. 6. № 10. P. 42-47.
Bozeman B., Gaughan M. (2007) Impacts of Grants and Contracts on Academic Researchers' Interactions with Industry // Research Policy. Vol. 36. № 5. Р. 694-670.
Brainerd C.J. (2006) Developmental Review's Most Influential Articles // Developmental Review. Vol. 26. № 1. P. 1-14.
Campanario J.M., González L., Rodriguez C. (2006) Structure of the Impact Factor of Academic Journals in the Feld of Education and Educational Psychology: Citations from Editorial Board Members // Scientometrics. Vol. 69. № 1. Р. 37-56.
Campbell R. (1979) Fifteenth Anniversary Perspective: A Critique of the Educational Administration Quaterly // Library Review. Vol. 15. № 3. P. 1-19.
Carayol N., Matt M. (2006) Individual and Collective Determinants of Academic Scientists' Productivity // Information Economics and Policy. Vol. 18. № 1. P. 55-72.
Cartter A. (1977) The Cartter Report on the Leading Schools of Education, Law and Business // Change. Vol. 9. № 2. P. 44-48.
Clark D.L., Guba E.G. (1976) Studies of Productivity in Knowledge Production and Utilization by Schools, Colleges and Departments of Education // Research on Institutions of Teacher Education. Bloomington, IN: Indiana University.
Costas R., van Leeuwen T.N., Bordons M. (2010) A Bibliometric Classificatory Approach for the Study and Assessment of Research Performance at the Individual Level: The Effects of Age on Productivity and Impact // Journal of the American Society for Information Science and Technology. Vol. 61. № 8. Р. 1564-1581.
Defazio D.A., Lockett A., Wright M. (2009) Funding Incentives, Collaborative Dynamics and Scientific Productivity: Evidence from the EU Framework Program // Research Policy. Vol. 38. № 2. P. 293-305.
Denton J.J., Tsai C.-Y., Cloud C. (1986) Productivity of Faculty in Higher Education Institutions // Journal of Teacher Education. Vol. 37. № 5. Р. 12-16.
Eash J. (1983) Educational Research Productivity of Institutions of Higher Education // American Educational Research Journal. Vol. 20. № 1. Р. 5-12.
Edwards T. (2000) All the Evidence Shows…: Reasonable Expectations of Educational Research // Oxford Review of Education. Vol. 26. № 3-4. Р. 299-311.
Elton L. (2000) The UK Research Assessment Exercice: Unintended Consequences // Higher Education Quartely. Vol. 54. № 3. Р. 274-283.
Feldman M.P., Lichtenberg F.R. (1998) The Impact and Organization of Publicly-Funded Research and Development in the European Community // Annals of Economics and Statistics. Vol. 49/50. P. 199-222.
Garfield E. (1979) Citation Indexing - Its Theory and Application in Science, Technology and Humanities. New York, NY: John Wiley & Sons.
Garfield E. (1990) How ISI Selects Journals for Coverage: Quantitative and Qualitative Considerations // Current Contents. Vol. 13. № 22. P. 185.
Geuna A., Martin B.R. (2003) University Research Evaluation and Funding: An International Comparison // Minerva. Vol. 41. № 4. Р. 277-304.
Glanzel W., Moed H.F. (2002) Journal Impact Measures in Bibliometric Research // Scientometrics. Vol. 53. № 2. Р. 171-193.
Goldfinch S. (2003) Investing in Excellence? The Performance-based Research Fund and its Implications for Political Science Departments in New Zealand // Political Science. Vol. 55. № 1. Р. 39-55.
Gordon N.J., Nucci L.P., West C.K., Hoerr W.A., Uguroglu M.E., Vukosavich P., Tsai S.-L. (1984) Productivity and Citations of Educational Research: Using Educational Psychology as the Data Base // Educational Researcher. Vol. 13. № 7. Р. 14-20.
Haas E., Wilson G.Y., Cobb C.D., Hyle A.E., Jordan K., Kearney K.S. (2007) Assessing Influence on the Field: An Analysis of Citations to Educational Administration Quarterly, 1979-2003 // Educational Administration Quarterly. Vol. 43. № 4. Р. 494-512.
Heckman J.J., Cameron S. (2001) The Dynamics of Educational Attainment for Blacks, Whites and Hispanics // Journal of Political Economy. Vol. 109. № 3. Р. 455-499.
Hesli V.L., Lee J.M. (2011) Faculty Research Productivity: Why Do Some of Our Colleagues Publish More than Others? // Political Science & Politics. Vol. 44. № 2. Р. 393-408.
Hesli V.L., Lee J.M. (2011) Faculty Research Productivity: Why Do Some of our Colleagues Publish More than Others? // Political Science & Politics. Vol. 44. № 2. Р. 393-408.
Hicks D., Tomizawa H., Saitoh Y., Kobayashi S. (2004) Evolving Indicators, Bibliometric Techniques in the Evaluation of Federally Funded Research in the United States // Research Evaluation. Vol. 13. № 2. Р. 78-86.
Kroc R.J. (1984) Using Citation Analysis to Assess Scholarly Productivity // Educational Researcher. Vol. 13. № 6. Р. 17-22.
Ladd E.C., Lipset S.M. (1979) The 1977 Survey of the American Professoriate // Chronicle of Higher Education. Vol. 17. № 18. Р. 7-8.
Larivière V., Macaluso B., Archambault É., Gingras Y. (2010) Which Scientific Elites? On the Concentration of Research Funds, Publications and Citations // Research Evaluation. Vol. 19. № 1. Р. 45-53.
Lehman H.C. (1953) Age and Achievement. Princeton, NJ: Princeton University Press.
Levin S.G., Stephan P. (1998) Gender Differences in the Rewards to Publishing in Academe: Science in the 1970's // Sex Roles. Vol. 38. № 11/12. Р. 1049-1064.
Lindsey D. (1978) The Scientific Publication in Social Science. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
Luce T., Johnson D. (1978) Rating of Educational and Psychological Journals // Educational Researcher. Vol. 7. № 10. P. 8-10.
Marinova D., Newman P. (2008) The Changing Research Funding Regime in Australia and Academic Productivity // Mathematics and Computers in Simulation. Vol. 78. № 2-3. Р. 283-291.
Mayo C.R., Zirkel P.A., Finger B.A. (2006) Which Journals are Educational Leadership Professors Choosing? // Educational Administration Quarterly. Vol. 42. № 5. Р. 806-811.
Moed H.F. (1996) Differences in the Construction of SCI Based Bibliometric Indicators among Various Producers: A First Overview // Scientometrics. Vol. 35. № 2. Р. 177-191.
Mortimore P. (1999) Does Educational Research Matter? // British Educational Research Journal. Vol. 26. № 1. Р. 5-24.
Orr M. (2004) Political Science and Education Research: An Exploratory Look at two Political Science Journals // Educational Researcher. Vol. 33. № 5. Р. 11-16.
Ouimet M., Bédard P.-O., Gélineau F. (2011) Are the H-Index and Some of Its Alternatives Discriminatory of Epistemological Beliefs and Methodological Preferences of Faculty Members? The Case of Social Scientists in Quebec // Scientometrics. Vol. 88. № 1. Р. 91-106.
Piaget J. (1972) L'Épistémologie Génétique. Paris: Presses universitaires de France.
Sieber S.D. (1966) The Organization of Educational Research. New York, NY: Columbia University, Bureau of Applied Social Research.
Smart J.C., Elton C.F. (1981) Structural Characteristics and Citation Rates of Education Journals // American Educational Research Journal. Vol. 18. № 4. Р. 399-413.
Smith N.L., Caulley D.N. (1981) The Evaluation of Educational Journals Through the Study of Citations // Educational Researcher. Vol. 10. № 5. Р. 11-24.
Turner L., Mairesse J. (2003) Explaining Individual Productivity Differences in Scientific Research Productivity: How Important are Institutional and Individual Determinants? An Econometric Analysis of the Publications of French CNRS Physicists in Condensed Matter: 1980-1997 (Working Paper). University of Sorbonne, France.
Walberg H.J. (1972) University Distinction in Educational Research: An Exploratory Survey // Educational Researcher. Vol. 1. № 1. Р. 15-16.
Walberg H.J., Rasher S.P., Mantel H. (1977) Eminence and Citations in Educational Psychology // Educational Researcher. Vol. 6. № 3. Р. 12-13.
Walberg H.J., Vukosavich P., Tsai S.L. (1981) Scope and Structure of the Journal Literature in Educational Research // Educational Researcher. Vol. 10. № 8. P. 11-13.
West C.K. (1978) Productivity Ratings of Institutions Based on Publications in Journals of the American Educational Research Association: 1970-1976 // Educational Researcher. Vol. 7. № 2. Р. 13-14.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.