Форсайт гражданского судостроения – 2030
PDF
PDF (English)

Ключевые слова

инновационные технологии
сценарии
глобальные вызовы
Форсайт-исследование
технологическое прогнозирование
судостроение
перспективные рынки

Как цитировать

ДехтярукЮ., КарышевИ., КораблеваМ., ВеликановаН., ЕделькинаА., КарасевО., КлубоваМ., БогомоловаА., & ДышкантН. (2014). Форсайт гражданского судостроения – 2030. Форсайт, 8(2), 30-45. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2014.2.30.45

Аннотация

Мультипликативный вклад судостроительного сектора в социально-экономическое и научно-технологическое развитие крупных морских держав, вызывает устойчивый интерес у предпринимателей, ученых и представителей органов государственного управления. Между тем многообразие форм межотраслевого взаимодействия и специфика построения высокотехнологичных судов требуют значительных затрат, что становится существенным вызовом в условиях нарастающей неопределенности будущего спроса на инновационную продукцию.

Какой облик примет мировое судостроение в ближайшие 10–15 лет? Какие рыночные ниши открывают «окна возможностей» для отечественной судостроительной индустрии? На эти и другие вопросы предложили свои ответы эксперты научных и промышленных организаций в ходе реализации Форсайта специалистами ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и ФГУП «Крыловский государственный научный центр».

Деятельность отрасли отличается высокой степенью зависимости от экологических, энергетических, демографических, продовольственных, транспортных и технологических факторов глобального масштаба. Поэтому перспективы научно-технологического развития отечественного гражданского судостроения и судоремонта рассматривались в контексте глобальных, национальных и отраслевых вызовов, трендов, драйверов и ограничений.

«Образ будущего» мирового судостроения, сформированный в ходе исследования на основе анализа мнений экспертного сообщества и стратегических, программных и прогнозных документов, носит многовариантный характер и охватывает более 400 технологий и продуктов из 11 тематических областей: экология и защита окружающей среды, двигатели и механизмы, конструкции судов, новые материалы и технологии их обработки, информационные технологии и автоматизированные системы, навигация, телекоммуникации и связь, энергетика и энергосбережение, безопасность и защита, управление и контроль, технологии жизненного цикла судов, технологии производства. Изучение межотраслевых взаимодействий позволило выявить синергические эффекты, вызванные применением в судостроении технологических инноваций из других отраслей экономики.

Предложены четыре сценария развития судостроительной отрасли на период до 2030 г. с учетом ключевых факторов неопределенности и стратегических развилок. Исходя из этого, обоснован выбор «сквозных» перспективных областей, обладающих потенциалом для реализации полного инновационного цикла — от научных исследований до коммерциализации конечного продукта.

Проведенное исследование позволило с высокой вероятностью предположить, что конкурентные преимущества российского судостроения на мировом рынке в будущем могут быть обеспечены при условии активной государственной политики, нацеленной на поддержку производства высокотехнологичных судов и морской техники освоения шельфовых месторождений.

https://doi.org/10.17323/1995-459X.2014.2.30.45
PDF
PDF (English)

Литература

Albright R.E., Kappel T.A. (2003) Technology roadmapping: Roadmapping the corporation//Research-Technology Management. Vol. 46. № 2. P. 31-41.

Boelens R., Minchin D., O'Sullivan G. (2005) Climate Change: Implications for Ireland's Marine Environment and Resources. Marine Foresight Series. Marine Institute. Режим доступа: http://oar.marine.ie/handle/10793/560, дата обращения 05.03.2014.

Caetano M., Amaral D.C. (2011) Roadmapping for technology push and partnership: A contribution for open innovation environments//Technovation. Vol. 31. № 7. P. 320-335.

Daim T., Oliver T. (2008) Implementing technology roadmap process in the energy services sector: A case study of a government agency//Technological Forecasting and Social Change. Vol. 75. № 5. P. 687-720.

Dodgson M. (2000) The Management of technological innovation: An international and strategic approach. New York: Oxford University Press.

European Commission (2009) Study on Competitiveness of the European Shipbuilding Industry within the Framework Contract of Sectoral Competitiveness Studies (ENTR/06/054). Режим доступа: http://ec.europa.eu/enterprise/sectors/maritime/files/fn97616_ecorys_final_report_on_shipbuilding_competitiveness_en.pdf, дата обращения 05.03.2014.

European Commission (2010a) Facing the future: Time for the EU to meet global challenges. Seville: IPTS, European Commission.

European Commission (2010b) Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, The European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. A Digital Agenda for Europe (Report 26.8.2010 COM 245 final/2). Brussels: European Commission.

European Commission (2012) Green growth opportunities in the EU shipbuilding sector. Режим доступа: http://ec.europa.eu/enterprise/sectors/maritime/files/green_growth_shipbuildingfinal_report_en.pdf, дата обращения 05.03.2014.

Georghiou L., Cassingena Harper J., Keenan M., Miles I., Popper R. (eds.) (2008) The Handbook of Technology Foresight: Concepts and Practice. Cheltenham: Edward Elgar Publishing.

Giovacchini E., Sersic J. (2012) Industry Transformation Report: Shipbuilding Industry. Режим доступа: http://www.clusterobservatory.eu/eco/uploaded/pdf/1346836021947.pdf, дата обращения 06.03.2014.

Godet M. (2001) Creating Futures: Scenario Planning as a Strategic Management Tool. London: Economica.

Gokhberg L., Sokolov A. (2013) Summary -Targeting STI Policy Interventions -Future challenges for Foresight//Science, Technology and Innovation Policy for the Future -Potentials and Limits of Foresight Studies/Eds. D. Meissner, L. Gokhberg, A. Sokolov. New York, Dordrecht, London, Heidelberg: Springer. P. 289-292.

Haegeman K., Scapolo F., Ricci A., Marinelli E., Sokolov A. (2013) Quantitative and qualitative approaches in FTA: From combination to integration?//Technological Forecasting and Social Change. Vol. 80. № 3. P. 386-397.

Holmes C., Ferrill M. (2005) The Application of operation and technology road-mapping to aid singaporean SMEs identify and select emerging technologies//Technological Forecasting and Social Change. Vol. 72. № 3. P. 349-357.

Karasev O., Vishnevskiy K. (2013) A Toolkit for Integrated Roadmaps: Employing Nanotechnologies in Water and Wastewater Treatment//Science, Technology and Innovation Policy for the Future -Potentials and Limits of Foresight Studies/Eds. D. Meissner, L. Gokhberg, A. Sokolov. New York, Dordrecht, London, Heidelberg: Springer. P. 137-161.

Kennedy P., Perrottet P., Thomas C. (2003) Scenario planning after 9/11: Managing the impact of a catastrophic event//Strategy & Leadership. Vol. 31. № 1. P. 4-13.

Kim C., Kim H., Han S.H., Kim C., Kim M.K., Park S.H. (2009) Developing a technology roadmap for construction R&D through interdisciplinary research efforts//Automation in Construction. Vol. 18. № 3. P. 330-337.

Lee J., Lee C., Kim T. (2009). A Practical approach for beginning the process of technology roadmapping//International Journal of Technology Management. Vol. 47. № 4. P. 306-321.

Lee S., Kang S., Park Ye., Park Yo. (2007) Technology roadmapping for R&D planning: The case of the Korean parts and materials industry//Technovation. Vol. 27. № 8. P. 433-445.

Lichtenthaler U. (2008) Integrated roadmaps for open innovation//Research Technology Management. Vol. 51. № 3. P. 45-49.

Marine Institute (2006) Sea Change (2007-2013). A Marine Knowledge, Research & Innovation Strategy for Ireland. Режим доступа: http://oar.marine.ie/bitstream/10793/69/1/Sea%20change%20part%20I.pdf, дата обращения 05.03.2014.

Norwegian Agency for Development Cooperation (2010) Study of the Vietnamese Shipbuilding/Maritime Sector. Режим доступа: http://www.norad.no/en/tools-and-publications/publications/publication?key=196524, дата обращения 05.03.2014.

Ogilvy J. (2002) Creating Better Futures: Scenario Planning as a Tool for a Better Tomorrow. New York: Oxford University Press.

Pinnegar J.K., Viner D., Hadley D., Dye S., Harris M., Berkout F., Simpson M. (2006) Alternative future scenarios for marine ecosystems: Technical report. Centre for Environment, Fisheries and Aquaculture Science of the UK. Режим доступа: http://www.cefas.defra.gov.uk/media/209256/afmec%20technical%20report.pdf, дата обращения 05.03.2014.

Saritas O., Cagnin C., Havas A. (2013) Future-oriented technology analysis: Its potential to address disruptive transformations//Technological Forecasting and Social Change. Vol. 80. № 3. P. 379-385.

Wartsila (2010) Global Scenarios of Shipping in 2030. Режим доступа: http://www.shippingscenarios.wartsila.com/Wartsila_Shipping_Scenarios_2030.pdf, дата обращения 05.03.2014.

Wells R., Phaal R., Farrukh C., Probert D. (2004) Technology roadmapping for a service organization//Research-Technology Management. Vol. 47. № 2. P. 46-51.

Минпромторг (2013) Государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы». М.: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/fcp/6, дата обращения: 06.03.2014.

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.