Аннотация
В статье оценивается роль отдельных ключевых концепций, используемых в исследованиях будущего, рассматриваются лежащие в их основе принципы. Автор руководствуется собственным терминологическим аппаратом, сопоставляя его с определениями, предлагаемыми другими специалистами в рассматриваемой области. Показано, что концепции упорядочивают практику Форсайт-исследований, вне зависимости от контекста и стоящих перед ними задач. Понимание концептуальных рамок позволяет совершенствовать эту деятельность, и, как следствие, повышать качество принимаемых решений, поскольку наделяет специалистов руководящими и доказательными инструментами.
Выделяются два противоположных подхода к формированию стратегий будущего — «открытый» и «закрытый». Первый предполагает поиск и сопоставление различных альтернатив, готовность к риску, результатом чего становится укрепление индивидуальной и коллективной устойчивости перед лицом внешних вызовов. Второй акцентируется на безопасности, приверженности «проверенной» модели и пресечении любых идей и инициатив, выходящих за ее рамки, однако устойчивость при этом ослабевает. Оцениваются условия, благоприятствующие доминированию того или иного подхода. Глубинный анализ причин закрытости/открытости в том или ином контексте дает возможность идентифицировать факторы, стимулирующие либо блокирующие трансформационный переход от «закрытых» стратегий будущего к «открытым».
Литература
Adams D. (1982) Life, the Universe and Everything. London: Pan Macmillan.
BV S.I. (2008) Scenarions: An Exlorer's Guide. Shell. Режим доступа: www.shell.com/scenarios, дата обращения 14.04.2013.
Brandom R.B. (2008) Between Saying and Doing: Towards an Analytic Pragmatism. Oxford: Oxford University Press.
Bussey M. (2008) A World of Exception: Exploring the Thought of Loren Eiseley//Death and Anti-Death: Thirty Years after Loren Eiseley/Ed. C.C. Tandy. Palo Alto, CA: Ria University Press. Vol. 5. P. 165-196.
Bussey M. (2009a) Causal Layered Pedagogy: Rethinking Curricula Practice//Journal of Futures Studies. Vol. 13. № 3. Р. 19-32.
Bussey M. (2009b) Six Shamanic Concepts: Exploring the Between in Futures Work//Foresight. Vol. 11. № 2. Р. 29-42.
Bussey M. (2010) Microvita and Transformative Information//The Open Information Science Journal. Vol. 3. P. 28-39.
Bussey M., Bjurström Å., Sannum M., Shambushivananda A., Bernard M., Ceruto L., Denis M., Giri A.K., Mukherjee A., Pervyi G., Pineda M.V. (2012a) Weaving Pedagogies of Possibility. Learning for Sustainability in Times of Accelerating Change/Eds. A.E.J. Wals, P.B. Corcoran. Wageningen, NL: Wageningen Academic Publishers.
Bussey M., Carter R.W., Keys N., Carter J., Mangoyana R., Matthews J., Nash D., Oliver J., Roiko A., Richards R., Thomsen D.C., Sano M., Weber E., Smith T.F. (2012b) Framing Adaptive Capacity through a History-Futures Lens: Lessons from the South East Queensland Climate Adaptation Research Initiative//Futures. Vol. 44. № 4. P. 385-397.
Calasso R. (1993) The Marriage of Cadmus and Harmony. New York: Alfred A. Knopf.
Campbell J. (2008) The Hero with a Thousand Faces. Novato, CA: New World Library.
Christian D. (2004) Maps of Time: An Introduction to Big History. Berkeley: University of California Press.
Dator J.A. (2002) Introduction: The Future Lies Behind -Thirty Years of Teaching Futures Studies//Advancing Futures: Futures Studies in Higher Education/Eds. J. Dator, A. Westort. Connecticut: Praeger. P. 1-33.
Dawkins R. (1989) The Selfish Gene. Oxford: Oxford University Press.
Deleuze G., Guattari F. (1987) A Thousand Plateaus: Capitalism and Schizophrenia. London, New York: Continuum.
Derrida J. (2002) Writing and Difference. London: Routledge.
Dewey J. (1997) Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. New York: The Free Press.
Ferruci P. (2004) What We May Be: Techniques for Psychological and Spiritual Growth through Psychosynthesis. London: Tarcher/Penguin.
Foucault M. (2005) The Order of Things: An Archaeology of the Human Sciences. London, New York: Routledge.
Fukuyama F. (ed.) (2007) Blindside: How to Anticipate Forcing Events and Wild Cards in Global Politics. Washington, DC: Brookings Institution Press.
Gershon D. (2009) Social Change 2.0: A Blueprint for Reinventing Our World. New York: High Point.
Godet M. (2010) Future Memories//Technological Forecasting & Social Change. Vol. 77. P. 1457-1463.
Hawken P. (2007) Blessed Unrest: How the Largest Movement in the World Came into Being and Why No One Saw It Coming. New York: Viking.
Hooghe M., Stolle D. (2003) Generating Social Capital: Civil Society and Institutions in Comparative Perspective. New York: Palgrave Macmillan.
Inayatullah S. (2007) Questioning the Future: Methods and Tools for Organizational and Societal Transformation. Taipei, Taiwan: Tamkang University.
Inayatullah S. (2008) Mapping Educational Futures: Six Foundational Concepts and the Six Pillars Approach//Alternative Educational Futures: Pedagogies for Emerging Worlds/Eds. M. Bussey, S. Inayatullah, I. Milojevic. Rotterdam: Sense Publishers. P. 13-41.
Inayatullah S. (2008) Six Pillars: Futures Thinking for Transforming//Foresight. Vol. 10. № 1. P. 4-21.
Inayatullah S. (ed.) (2004) The Causal Layered Analysis (CLA) Reader: Theory and Case Studies of an Integrative and Transformative Methodology. Tamsui, Taiwan: Tamkang University Press.
James W. (1896) The Will to Believe: And Other Essays in Popular Philosophy. Longmans, Green. Режим доступа: http://books.google.com.sg/books?id=wRMXL4uYEegC&pg=PA124&redir_esc=y, дата обращения 15.07.2013.
Korten D.C. (2006) The Great Turning: From Empire to Earth Community. Bloomfield, CT: Kumarian Press.
Lakoff G. (2005) Don't Think of an Elephant: Know Your Values and Frame the Debate. Melbourne: Scribe Short Books.
Lederach J.P. (2005) The Moral Imagination: The Art and Soul of Building Peace. Oxford: Oxford University Press.
Macy J. (2007) World as Lover, World as Self. Berkeley, CA: Parallax Press.
Matthews J., Hattam R. (2008) Did Buddha Laugh? A Pedagogy for the Future//Alternative Educational Futures: Pedagogies for Emerging Worlds/Eds. M. Bussey, S. Inayatullah, I. Milojevic. Rotterdam: Sense Publishers. P. 213-223.
Parkin S. (2010) The Positive Deviant: Sustainability Leadership in a Perverse World. London: Earthscan.
Peirce C.S. (2001) The Philosophy of Peirce: Selected Writings. New York: Routledge.
Pinker S. (2011) The Better Angels of Our Nature: Why Violence has Declined. New York: Penguin Books.
Rushkoff D. (2013) Present Shock: When Everything Happens Now. New York: Current Hardcover.
Sarkar P.R. (1978) Supreme Expression 1. ‘s-Hertogenbosch, The Netherlands: Nirvikalpa Printing.
Slaughter R., Bussey M. (2005) Futures Thinking for Social Foresight. Taipei: Tamkang University Press.
Stone H., Stone S. (1989) Embracing Ourselves: The Voice Dialogue Manual. Novato, CA: New World Library.
Thompson W.I. (2004) Self and Society: Studies in the Evolution of Consciousness. Charlottesville, VA: Imprint Academic.
Wells S. (2010) Pandora's Seed: The Unforeseen Cost of Civilization. New York: Random House.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.