Аннотация
На примере Техасского университета в Остине (США) авторы статьи представляют модель развития региона, основанную на знаниях и обеспечивающую ему лидерство и высокую конкурентоспособность на международном уровне. В рамках этой модели университет выступает своеобразным ядром инновационной системы региона. Наряду с обеспечением образовательной и исследовательской деятельности университеты осуществляют и третью миссию — предоставляя услуги в сфере исследований и разработок, имеющих рыночную ориентацию, они содействуют экономическому росту. Отвечая на возрастающие нужды промышленности, умело взаимодействуя с деловыми и правительственными кругами, университеты создают уникальный предпринимательский климат, способствующий формированию региональной инновационной экосистемы и высокотехнологичного технополиса. Оказывая трансформирующее влияние на город или регион, университеты, в свою очередь, сами подвергаются влиянию такой созидательной среды, что позволяет им более полно раскрывать свой потенциал.
Однако, как показывает опыт Остина, его успешная трансформация из небольшого университетского города в быстрорастущий высокотехнологичный ареал мирового масштаба произошла не столько благодаря институциональному превосходству в научной, деловой или государственной среде, сколько наличию лидеров, обладающих стратегическим видением. Их способность принимать нестандартные решения, объединять часто конкурирующие сферы в масштабные проекты, генерировать созидательную среду для продуктивного партнерства и добиваться синергии, привела к институциональным и организационным переменам.
В статье приводится модель «колеса технополиса», состоящая из различных элементов, включая исследовательский университет, компании разного масштаба, правительственные круги и группы поддержки. Детально характеризуется роль каждого сегмента в процессе преобразования Остинского региона.