Аннотация
Информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни человека, меняется сам характер взаимодействия между ними. Технологии призваны поддерживать определенные человеческие ценности, но нередко вступают в противоречие с другими, негативно влияя на качество жизни. Возможно ли сохранить ключевые ценности под натиском перемен? Ответ на этот жизненно важный вопрос во многом зависит от исследований и разработок в сфере взаимодействия человека и компьютера — междисциплинарной области, динамично развивающейся в последние десятилетия.
В данном направлении активно действует компания Microsoft, результаты многолетних наработок которой обобщаются в статье. Рассматриваются история развития соответствующих исследований, их современное состояние и будущие задачи. Анализируются сущностьбазовых тенденций, радикально преобразующих отношения человека с технологиями, обусловленные ими возможности, риски и актуальные направления развития науки. Приводятся рекомендации по преобразованию рассматриваемой области, которые позволят сформировать адекватный ответ на будущие вызовы. Прежде всего, необходимо расширить научно-проектный цикл за счет введения дополнительной стадии — концептуального анализа, касающегося этических, социальных и политических эффектов складывающихся тенденций. Следует усилить внимание к междисциплинарным аспектам взаимодействия человека с компьютером, что, в свою очередь, предполагает формирование нового профессионального языка, который дал бы возможность проанализировать зарождающиеся перемены и способы управления.Центральное место в меняющемся калейдоскопе технологий должны занять базовые ценности, поддерживающие человеческую идентичность.
Литература
Buxton B. (2007) Sketching User Experience: Getting the Design Right and the Right Design. San Francisco: Morgan Kaufmann.
Card S., Moran T., Newell A. (1984) The Psychology of Human-Computer Interaction. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum.
Carroll J.M. (ed.) (2002) Human-Computer Interaction in the New Millennium. New York: ACM Press.
Cox G. (1999) The Digital Crowd: Some Questions on Globalization and Agency//Design Issues. Vol. 15. № 1. P. 16-25.
Dix A., Finlay J., Abowd G., Beale R. (2003) Human-Computer Interaction (3rd ed.). Prentice Hall.
Erickson T., McDonald D.W. (2008) HCI Remixed. Reflections on Works That Have Influenced the HCI Community. Boston: MIT Press.
Fitts P. (1954) The information capacity of the human motor system in controlling amplitude of movement//Journal of Experimental Psychology. Vol. 47. P. 381-391.
Gillan A. (2007) MoD issues gag order on armed forces: New restrictions on blogs, emails, websites and text messages//The Guardian (10 August). Режим доступа: http://www.guardian.co.uk/uk/2007/aug/10/military.digitalmedia (дата обращения 23 апреля 2013 г.).
Gray W.D., John B.E., Stuart R., Lawrence D., Atwood M.E. (1995) GOMS meets the phone company: Analytic modelling applied to real world problems//Readings in Human Computer Interaction: Towards the Year 2000/Eds. R. Baecker, J. Grudin, W. Buxton, S. Greenberg. San Francisco: Morgan-Kaufmann. P. 634-639.
Grudin J. (2007) A Moving Target: The Evolution of Human-Computer Interaction//Human-Computer Interaction Handbook: Fundamentals, Evolving Technologies and Emerging Applications/Eds. A. Sears, J. Jacko. Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates. P. 1-24.
Harper R., Randall D., Smyth N., Evans C., Heledd L., Moore R. (2007) Thanks for the memory//Interact: HCI 2007. Vol. 2 (September). Lancaster: British Computer Society. P. 39-43.
Harper R., Randall D., Smyth N., Evans C., Heledd L., Moore R. (2008) The past is a different place: They do things differently there//Proceedings of the 7th ACM Conference on Designing Interactive Systems. New York: ACM Press. P. 271-280.
Harrison S., Tatar D., Sengers P. (2007) The Three Paradigms of HCI//Proceedings of the 7th ACM Conference on Designing Interactive Systems. New York: ACM Press. P. 1-18. Режим доступа: http://people.cs.vt.edu/~srh/Downloads/TheThreeParadigmsofHCI.pdf (дата обращения 22 марта 2013 г.).
Herman D. (2007) Second Life stats (February). Linden Lab. Режим доступа: http://www.slideshare.net/gregverdino/darren-hermans-second-life-stats (дата обращения 17 апреля 2013 г.).
Jones J., Marsden G. (2005) Mobile Interaction Design. London: Wiley & Sons.
McCarthy J., Wright P. (2004) Technology as Experience. Boston: MIT Press.
Metz R. (2012) Augmented Reality Is Finally Getting Real//MIT Technology Review (2 August). Режим доступа: http://www.technologyreview.com/news/428654/augmented-reality-is-finally-getting-real/(дата обращения 09 марта 2013 г.).
Microsoft Research (2008) Being Human: Human-Computer Interaction in the Year 2020/Eds. R. Harper, T. Rodden, Y. Rogers, A. Sellen. Cambridge, UK: Microsoft Research Ltd.
Perkins E. (2010) Know Your Rental Car Age Restrictions in Europe. Режим доступа: http://www.smartertravel.com/travel-advice/know-your-rental-car-age-restrictions-in-europe.html?id=4577096 (дата обращения 19 марта 2013 г.).
Raskin J. (2000) The Humane Interface: New directions for designing interactive systems. Boston: Addison-Wesley.
Rogers Y., Sharp H., Preece J. (2007) Interaction Design: Beyond Human Computer Interaction (2nd ed.). Hoboken, New Jersey: Wiley.
Virata J. (2007) Disney Mobile Family phones: Disney puts together family friendly mobile phone service. Режим доступа: http://www.consumerelectronicsnet.com/article/Disney-Mobile-Family-phones-100818 (дата обращения 04 мая 2013 г.).

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.