Многослойный причинный анализ: на пути к теории «множественного»
PDF

Ключевые слова

форсайт
многослойный причинный анализ
метод множественного
ризома
контекст
субъекты
трансформация

Как цитировать

БассейМ. (2014). Многослойный причинный анализ: на пути к теории «множественного». Форсайт, 8(1), 66-75. https://doi.org/10.17323/1995-459x.2014.1.66.75

Аннотация

Многослойный причинный анализ (causal layered analysis, CLA)  — ключевой метод глубинных исследований будущего (deep futures), рассматриваемых многими экспертами как перспективное направление развития Форсайт-исследований.   С его помощью выявляются скрытые первопричины происходящих событий, создается информационная основа для принятия эффективных решений. 

В статье рассматриваются сущность, характеристики и потенциал этого метода в сопоставлении с концепцией «ризомы» (rhizome), предложенной французскими философами Ж. Делезом и Ф. Гуаттари как способ познания гибридной и множественной природы реальности. В этой связи показано, что многослойный причинный анализ является «методом множественного» — процессной теорией знаний, которая призвана исследовать возникновение новых явлений и построение альтернативных сценариев будущего. При этом деятельность и социальное обучение совершенствуются в ходе понимания социального контекста как многослойного и динамичного. Многослойный анализ представляется идеальным инструментом, позволяющим специалистам по Форсайту наделить стейкхолдеров необходимой информацией для осознания предпочтительных вариантов будущего. В качестве инструмента эпистемологического контроля он выявляет скрытые допущения, которые побуждают к формированию определенного рационализма, используемого при решении проблем.

Концепции имеют эффекты и, следовательно, применение и рефлексия обеспечивают их лучшее понимание. CLA может использоваться в академической сфере для целей таксономии или в прикладных задачах как процессный метод, где он выполняет «педагогические» функции в качестве критического посредника сбалансированного сознания и социального обучения. Тем самым любая изолированная проекция реальности подвергается сомнению, а «множественность», напротив, признается как творческая инверсия заданного контекста. Структура становится гибкой и открытой для трансформации, а действие располагается в структуре так, чтобы модифицировать ее для лучшего отражения оптимальных текущих и будущих возможностей.

 

https://doi.org/10.17323/1995-459x.2014.1.66.75
PDF

Литература

Anyon J. (2009) Theory and Educational Research: Toward Critical Social Explanation. New York: Routledge.

Apple M. (2004) Ideology and curriculum. London: Routledge, Falmer.

Bussey M. (2002) Critical Spirituality: Neo Humanism as Method // Journal of Futures Studies. Vol. 5. № 2. Р. 21-35.

Bussey M. (2006) Mapping Neohumanist Futures in Education // Neohumanist Educational Futures: Liberating the Pedagogical Intellect / Eds. S. Inayatullah, M. Bussey, I. Milojevic. Taipei, Taiwan: Tamkang University Press. P. 7-24.

Bussey M. (2008) Embodied Education: Reflections on Sustainable Education // The International Journal of Environmental, Cultural, Economic and Social Sustainability. Vol. 43. № 3. Р. 139-147.

Bussey M. (2009) Six Shamanic Concepts: Exploring the Between in Futures Work // Foresight. Vol. 11. № 2. Р. 29-42.

Bussey M. (2010a) Education for Liberation // Understanding Prout: Essays on Sustainability and Transformation / Еds. J. Karlyle, M. Towsey. Maleny, Australia: Proutist Universal. Vol. 1. P. 77-104.

Bussey M. (2010b) Microvita and Transformative Information // The Open Information Science Journal. Vol. 3. P. 28-39.

Bussey M. (2010c) Resistance is Not Futile: Escaping the Integral Trap // Futures. Vol. 42. № 2. Р. 110-114.

Bussey M. (2014) Concepts and Effects: Ordering and Practice in Foresight // Foresight. Vol. 16. № 1 (forthcoming).

Bussey M., Bjurström Å.E., Sannum M., Shambushivananda A., Bernard M., Ceruto L., Denis M., Giri A.K., Mukherjee A., Pervyi G., Pineda M.V. (2012) Weaving Pedagogies of Possibility // Learning for Sustainability in Times of Accelerating Change / Eds. A.E.J. Wals, P.B. Corcoran. Wageningen, NL: Wageningen Academic Publishers. P. 77-90.

Deleuze G., Guattari F. (1987) A Thousand Plateaus: Capitalism and Schizophrenia. London, New York: Continuum.

Deleuze G., Guattari F. (1994) What is Philosophy? New York: Columbia University Press.

Foucault M. (2005) The Order of Things: An Archaeology of the Human Sciences. London, New York: Routledge.

Galtung J., Inayatullah S. (eds.) (1997) Macrohistory and Macrohistorians: Perspective on Individual, Social, and Civilizational Change. Westport: Praeger.

Giri A.K. (2006) New Horizons of Social Theory: Conversations, Transformations and Beyond. Jaipur: Rawat Publications.

Giri A.K. (2011) Gift of Knowledge: Knowing Together in Compassion and Confrontation // Sociological Bulletin. Vol. 60. № 1. Р. 1-6.

Giroux H. (1988) Teachers as intellectuals: Toward a critical pedagogy of learning. Granby, MA: Bergin & Garvey Publishers.

Hooks B. (1994) Teaching to Transgress: Education As the Practice of Freedom. New York: Routledge.

Hutchinson F.P. (2005) Mapping and Imagined Futures: Beyond Colonising Cartography // Journal of Futures Studies. Vol. 9. № 4. Р. 1-14.

Inayatullah S. (2002) Understanding Sarkar: The Indian Episteme, Macrohistory and Transformative Knowledge. Leiden: Brill.

Inayatullah S. (2007) Questioning the Future: Methods and Tools for Organizational and Societal Transformation (3rd ed.). Taipei, Taiwan, Tamkang University.

Inayatullah S. (ed.) (2004) The Causal Layered Analysis (CLA) Reader: Theory and Case Studies of an Integrative and Transformative Methodology. Tamsui, Taiwan: Tamkang University Press.

Kelly P. (2008) Towards Globo Sapiens: Transforming Learners in Higher Education. Rotterdam: Sense Publishers.

Marin L. (1990) Utopics: The Semiological Play of Textual Spaces. Amherst, NY: Humanity Books.

McLaren P. (2003) Critical pedagogy in the age of terror // Critical theory and critical pedagogy today: Towards a new critical language in education / Ed. I. Gur-Ze'ev. Haifa, Israel: University of Haifa. P. 69-94.

Ramos J.M. (2003) From Critique To Cultural Recovery: Critical Futures Studies and Causal Layered Analysis. Melbourne: Australian Foresight Institute, Swinburne University of Technology.

Sando J.S. (1998) Pueblo Profiles: Cultural Identity through Centuries of Change. Santa Fe, N.M.: Clear Light Publishers.

Sarkar P.R. (1993) Discourses on Tantra. Vol. 1. Calcutta: Ananda Marga Publications.

Sarkar P.R. (2010) Microvita in a Nutshell. Calcutta: AM Publications.

Shapiro M.J. (1992) Reading the Postmodern Polity: Political Theory as Textual Practice. Minneapolis: University of Minnesota Press.

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.