От дискретных навыков — к целостному созидательному человеческому потенциалу: новый подход в теории и практике
PDF
Full text (English)

Ключевые слова

навыки
человеческий капитал
агентность
человеческий потенциал
образование
рынок труда

Как цитировать

СорокинП., & МальцеваВ. (2024). От дискретных навыков — к целостному созидательному человеческому потенциалу: новый подход в теории и практике. Форсайт, 18(1), 6-17. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2024.1.6.17

Аннотация

Исследование представляет собой эмпирическое описание и теоретическую интерпретацию формирующегося подхода к управлению человеческим потенциалом. Для этого рассмотрены вопросы содержания и измерения навыков как важных для индивидуального и агрегированного успеха характеристик индивида. Речь идет об элементах человеческого капитала, или потенциала, в международном академическом (научные публикации), экспертном (экспертные доклады) и практическом (корпоративные отчеты) преломлениях. Отмечается постепенный отход от изучения отдельных навыков, их измерения и развития в сторону комплексного понимания человеческого потенциала, в центре которого — активная, инициативная роль индивида в совершенствовании как собственного потенциала, так и его окружения, например корпоративного. Авторы демонстрируют, что такой переход может быть связан с новыми тенденциями социально-экономического развития: расширением сегмента сложного нерутинного труда, трансформацией организационных форм и более широкими процессами неоструктурации, требующими проактивной, агентной роли индивида в поддержании и развитии социальных структур, включая бизнес-организации. В исследовании показано, что данная трансформация носит глобальный характер и разворачивается одновременно на академическом, экспертном и практическом (корпоративном) уровнях с разной степенью интенсивности и с различными акцентами. При этом именно корпоративная сфера находится на переднем крае перемен. В статье проводится контент-анализ академических пуб­ликаций, экспертных докладов международных организаций и аналитических центров, а также публичных отчетов и документов ведущих инновационных компаний мира с применением системы интеллектуального анализа больших данных iFORA.

https://doi.org/10.17323/2500-2597.2024.1.6.17
PDF
Full text (English)

Литература

Кузьминов Я.И., Сорокин П.С., Фрумин И.Д. (2019) Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования. Форсайт, 13(2), 19-41. DOI: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.2.19.41

Куренной В.А., Хестанов Р.З., Сувалко А.С., Фигура М.Д., Космарский А.А., Картавцев В.В., Колесникова А.И. (2023) Ведущие мировые интеллектуалы о будущем, М.: НИУ ВШЭ.

Сорокин П.С. (2023) Проблема агентности через призму новой реальности: состояние и направления развития. Социологические исследования, 3, 103-114.

Acemoglu D., Autor D. (2011) Skills, tasks and technologies: Implications for employment and earnings. In: Handbook of Labour Economics (vol. 4) (eds. D. Card, O. Ashenfelter), Amsterdam: Elsevier, pp. 1043-1171.

Acemoglu D., Pischke J.S. (1999) The Structure of Wages and Investment in General Training. Journal of Political Economy, 107(3), 539-572. http://www.jstor.org/stable/2990782?origin=JSTOR-pdf.

Andrade H.L. (2019) A critical review of research on student self-assessment. Frontiers in Education, 4, 87. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2019.00087

Angrist N., Djankov S., Goldberg P.K., Patrinos H.A. (2021) Measuring human capital using global learning data. Nature, 592, 403-408. DOI: https://doi.org/10.1038/s41586-021-03323-7

Archer M.S. (2003) Structure, agency and the internal conversation, Cambridge: Cambridge University Press.

Autor D., Handel M. (2013) Putting Tasks to the Test: Human Capital, Job Tasks and Wages. Journal of Labor Economics, 31(2), S59-S96.

Autor D. (2022) The Labor Market Impacts of Technological Change: From Unbridled Enthusiasm to Qualified Optimism to Vast Uncertainty (Working Paper 30074), Cambridge, MA: NBER.

Becker G.S. (1964) Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education, Chicago: The University of Chicago Press.

Bontis N. (2001) Assessing knowledge assets: A review of the models used to measure intellectual capital. International Journal of Management Reviews, 3(1), 41-60. DOI: https://doi.org/10.1111/1468-2370.00053

Bromley P., Meyer J.W. (2021) Hyper-management: Neoliberal expansions of purpose and leadership. Organization Theory, 2(3), 26317877211020327. DOI: https://doi.org/10.1177/26317877211020327

Buitrago-Ropero M.E., Ramírez-Montoya M.S., Laverde A.C. (2023) Digital footprints (2005-2019): A systematic mapping of studies in education. Interactive Learning Environments, 31(2), 876-889.

Cappelli P., Tavis A. (2016) The Performance Management Revolution. The Focus is Shifting from Accountability to Learning. Harvard Business Review, 94(10), 58-67.

Chamorro-Premuzic T., Winsborough D., Sherman R.A., Hogan R. (2016) New talent signals: Shiny new objects or a brave new world? Industrial and Organizational Psychology: Perspectives on Science and Practice, 9(3), 621-640.

Chamorro-Premuzic T., Akhtar R., Winsborough D., Sherman R.A. (2017) The datafication of talent: How technology is advancing the science of human potential at work. Current Opinion in Behavioral Sciences, 18, 13-16. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cobeha.2017.04.007

Chan C.K., Fong E.T., Luk L.Y., Ho R. (2017) A review of literature on challenges in the development and implementation of generic competencies in higher education curriculum. International Journal of Educational Development, 57, 1-10. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2017.08.010

Church A., Silzer R. (2016) Are We on the Same Wavelength? Four Steps for Moving From Talent Signals to Valid Talent Management Applications. Industrial and Organizational Psychology, 9(3), 645-654. DOI: https://doi.org/10.1017/iop.2016.65

Corazza G.E., Agnoli S., Mastria S. (2022) The dynamic creativity framework: Theoretical and empirical investigations. European Psychologist, 27(3), 191-206. DOI: https://doi.org/10.1027/1016-9040/a000473

Gathmann C., Schönberg U. (2010) How General Is Human Capital? A Task-Based Approach. Journal of Labor Economics, 28(1), 1-49. DOI: https://doi.org/10.1086/649786

Hampf F., Wiederhold S., Woessmann L. (2017) Skills, earnings, and employment: Exploring causality in the estimation of returns to skills. Large-scale Assessments in Education, 5(1), 1-30. DOI: https://doi.org/10.1186/s40536-017-0045-7

Hu R., Wang L., Zhang W., Bin P. (2018) Creativity, proactive personality, and entrepreneurial intention: the role of entrepreneurial alertness. Frontiers in Psychology, 9, 951. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00951

ILO (2021a) Changing demand for skills in digital economies and societies: Literature review and case studies from low- and middle-income countries, Geneva: International Labour Organization.

ILO (2021b) Digital platforms and the world of work in G20 countries: Status and policy action, Geneva: International Labour Organization.

Jeske D. (2022) Remote workers' experiences with electronic monitoring during Covid-19: implications and recommendations. International Journal of Workplace Health Management, 15(3), 393-409. DOI: https://doi.org/10.1108/IJWHM-02-2021-0042

Kim J., Park C.Y. (2020) Education, skill training, and lifelong learning in the era of technological revolution: A review. Asian-Pacific Economic Literature, 34(2), 3-19. DOI: https://doi.org/10.22617/WPS200008-2

Kim T.-Y., Hon A.H.Y., Crant J.M. (2009) Proactive Personality, Employee Creativity, and Newcomer Outcomes: A Longitudinal Study. Journal of Business and Psychology, 24(1), 93-103. http://www.jstor.org/stable/40605718.

KPMG (2022) The future of HR: From flux to flow, Amstelven: KPMG International.

Lazear E. (2009) Firm-Specific Human Capital: A Skill-Weights Approach. Journal of Political Economy, 117(5), 914-940. DOI: https://doi.org/10.17835/2076-6297.2022.14.3.059-073

Lewandowski P., Park A., Schotte S. (2020) The Global Distribution of Routine and Non-Routine Work (IZA Discussion Paper No. 13384), Bonn: IZA. DOI: https://doi.org/10.2139/ssrn.3631595

Li H.U.I., Jin H., Chen T. (2020) Linking proactive personality to creative performance: The role of job crafting and high-involvement work systems. The Journal of Creative Behavior, 54(1), 196-210.

Liu H., Bracht E., Zhang X., Bradley B, van Dick R. (2021) Creativity in non-routine jobs: The role of transformational leadership and organizational identification. Creativity and Innovation Management, 30, 129-143. DOI: https://doi.org/10.1111/caim.12419

Marginson S. (2019) Limitations of human capital theory. Studies in Higher Education, 44(2), 287-301. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2017.1359823

Marr B., Chatzkel J. (2004) ntellectual capital at the crossroads: Managing, measuring, and reporting of IC. Journal of Intellectual Capital, 5(2), 224-229. DOI: https://doi.org/10.1108/14691930410533650

Mayer K.J., Somaya D., Williamson I.O. (2012) Firm-specific, industry-specific, and occupational human capital and the sourcing of knowledge work. Organization Science, 23(5), 1311-1329.

Moschetti M., Martínez Pons M., Bordoli E., Martinis P. (2020) The increasing role of non-state actors in education policy-making. Evidence from Uruguay. Journal of Education Policy, 35(3), 367-393.

Nusche D. (2008) Assessment of Learning Outcomes in Higher Education: A Comparative Review of Selected Practices (OECD Education Working Paper 15), Paris: OECD. DOI: https://doi.org/10.1787/244257272573

OECD (2014) Competency Framework, Paris: OECD.

OECD (2021) OECD Skills Outlook 2021: Learning for Life, Paris OECD. DOI: https://doi.org/10.1787/0ae365b4-en

Rotolo C.T., Church A.H. (2015) Big data recommendations for industrial-organizational psychology: Are we in whoville? Industrial and Organizational Psychology: Perspectives on Science and Practice, 8(4), 515-520.

Rotolo C.T., Church A.H., Adler S., Smither J.W., Colquitt A.L., Shull A.C., Foster G. (2018) Putting an end to bad talent management: A call to action for the field of industrial and organizational psychology. Industrial and Organizational Psychology, 11(2), 176-219.

Ryan A.M., Derous E. (2019) The unrealized potential of technology in selection assessment. Revista de Psicología del Trabajo y de las Organizaciones, 35(2), 85-92.

Sajjadiani S., Sojourner A.J., Kammeyer-Mueller J.D., Mykerezi E. (2019) Using machine learning to translate applicant work history into predictors of performance and turnover. Journal of Applied Psychology, 104(10), 1207-1225. DOI: https://doi.org/10.1037/apl0000405

Sattinger M. (1993) Assignment models of the distribution of earnings. Journal of Economic Literature, 31(2), 831-880. https://www.jstor.org/stable/2728516.

Schultz T.W. (1961) Investment in Human Capital. The American Economic Review, 51(1), 1-17. Schultz T.W. (1961) Investment in Human Capital.

UNESCO (2023) UNESCO Institute for Lifelong Learning (UIL): Annual Report, 2022, Paris: UNESCO.

Urbano D., Turro A., Wright M., Zahra S. (2022) Corporate entrepreneurship: A systematic literature review and future research agenda. Small Business Economics, 59, 1541-1565. DOI: https://doi.org/10.1007/s11187-021-00590-6

Van Der Velden R., Bijlsma I. (2019) Effective skill: A new theoretical perspective on the relation between skills, skill use, mismatches, and wages. Oxford Economic Papers, 71(1), 145-165. DOI: https://doi.org/10.1093/oep/gpy028

WEF (2018) The Future of Jobs Report 2018, Geneva: World Economic Forum.

Wenzel R., Van Quaquebeke N. (2018) The double-edged sword of big data in organizational and management research: A review of opportunities and risks. Organizational Research Methods, 21(3), 548-591. DOI: https://doi.org/10.1177/1094428117718627

Woods S.A., Ahmed S., Nikolaou I., Cristina Costa A., Anderson N.R. (2020) Personnel selection in the digital age: a review of validity and applicant reactions, and future research challenges, European Journal of Work and Organizational Psychology, 29(1), 64-77. DOI: https://doi.org/10.1080/1359432X.2019.1681401

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.