ISSN 1995-459X print E-ISSN 2312-9972 online ISSN 2500-2597 online English
Главный редактор: Гохберг Леонид Маркович
|
2020. т. 14. №1
|
Стратегии
|
6–27
|
Годовые доходы табачной индустрии в мировом масштабе составляют сотни миллиардов долларов, при этом от курения ежегодно умирают миллионы человек. Электронные сигареты задумывались как менее вредная альтернатива традиционным табачным изделиям, позволяющая потребителям вдыхать никотин без побочных продуктов горения табака, существенно снижая риски для здоровья. Эти и подобные разработки обладают потенциалом подрывной инновации, способной радикально изменить существующие рынки. В их создании активно участвуют и новички, и известные табачные производители. Однако эффекты таких продуктов для здоровья пока мало изучены и неоднозначны, к тому же все чаще появляются сообщения о массовых заболеваниях, вызываемых вейпингом. Как следствие, большинство стран и международных институтов, включая Всемирную организацию здравоохранения, занимают негативную позицию в отношении электронных сигарет.Станут ли электронные сигареты «троянским конем», который подорвет усилия по борьбе против курения, или окажутся эффективным средством отучить пользователей от вредной привычки, открывающим для общества дорогу к лучшему будущему? В статье обсуждаются будущие последствия для здоровья от употребления электронных сигарет в сравнении с традиционными, а также более широкие проблемы, связанные с данной подрывной инновацией. Обозначены направления дальнейших исследований, в том числе с применением инструментов Форсайта. |
Инновации
|
29–47
|
В статье предпринята попытка оценить влияние цифровой трансформации на производительность, используя многоуровневую структурную модель случайного эффекта на основе байесовского подхода. Цифровая трансформация существенно повысила общий уровень цен в России. Она оказала значительное положительное воздействие на экономический рост в терминах как фиксированного, так и случайного эффектов. Применительно к России констатируется, что в 2018 г. цифровая трансформация сыграла роль локомотива технологического прогресса, способствуя экономическому росту в ущерб экономической стабильности. |
|
48–59
|
Траектория эволюции информационных технологий (ИТ) предполагает регулирование. Наиболее эффективный механизм управления в этой сфере предлагает методология «задачи управления информационными и смежными технологиями» (Control Objectives for Information and Related Technologies, COBIT) в актуальной версии 5. В ней концептуализированы факторы управления в сфере ИТ, имеющие критическое значение при принятии решений и разработке стратегии в данной области. Задачей исследования, легшего в основу статьи, было уточнить определения указанных в COBIT-5 факторов, чтобы облегчить управление ИТ в организациях.Рассматриваемые факторы пока недостаточно четко описаны в литературе. Несмотря на всю строгость их характеристики, представленной в COBIT, среди ученых и практиков они порождают сомнения и разногласия. В настоящем исследовании предпринята попытка определить каждый фактор управления ИТ с учетом методологии COBIT-5. Чтобы обеспечить требуемый уровень качества научных результатов, авторы выполнили фильтрацию анализируемых публикаций с применением на разных этапах различных критериев. В контексте поставленной цели авторы предприняли систематический обзор литературы для обобщения и упорядочения имеющихся знаний в рассматриваемой сфере. Полученные результаты могут оказаться полезными в дальнейшем поиске более четкого определения и эффективного использования факторов управления различными технологиями. |
|
60–68
|
Одним из факторов, определяющих как текущие, так и перспективные тенденции социально-экономического развития, широко признается уровень цифровизации, формирующий новый тип общества — информационный. Важным направлением применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях информационного общества выступает электронное правительство (ЭП)(e-Government). Относительно низкий уровень развития услуг ЭП в Польше стал предметом пристального изучения. Среди множества технологических, организационных, гуманитарных, экономических, социальных и культурных факторов, определяющих развитие ЭП, многие исследователи выделяют доверие, отсутствие которого расценивается как ключевое препятствие для применения соответствующих инструментов.Статья сфокусирована на технологии электронной декларации (ЭД) (e-Declaration), которая позволяет заполнять и подавать в налоговые органы отчетность с помощью ИКТ. Анализируется связь между характеристиками пользователей, их доверием к технологии ЭД и намерениями прибегать к ней в дальнейшем. Рассмотренные характеристики пользователей включают общее доверие, доверие к научно-технологическому прогрессу, а также опыт работы в интернете и доверие к нему. Данные были собраны с помощью метода компьютеризированных веб-интервью (computer assisted web interview, CAWI). Всего были отобраны 1054 полностью заполненные анкеты. Регрессионному анализу предшествовал корреляционный анализ переменных. Выдвинутые гипотезы были проверены с помощью непараметрического критерия Краскела-Уоллиса (Kruskal-Wallis). Полученные результаты подтвердили наличие положительной взаимосвязи между уровнем доверия к ЭД и всеми протестированными конструкциями: уровнем общего доверия, уровнем доверия к науке и технике, уровнем доверия к интернету и интернет-опытом. Была подтверждена положительная зависимость намерения использовать технологию ЭД в будущем от доверия к ней. С помощью регрессионной модели было установлено, что ключевым фактором успешного развития ЭП служит доверие к интернету. Польскому правительству, которое занимается внедрением решений в области ЭП, стремится повысить доверие к ним и расширить их применение в будущем, рекомендовано сосредоточиться на укреплении доверия к интернету и к научно-технологическому прогрессу в целом. |
Мастер-класс
|
70–84
|
Появление беспилотных автомобилей на городских улицах из области фантастики давно перешло в разряд перспектив ближайшего десятилетия. Многие страны предпринимают конкретные шаги по внедрению беспилотных технологий вплоть до тестовой эксплуатации пассажирского транспорта и изменения законодательства. Активно обсуждаются новые подходы к организации передвижения пассажиров, переосмысляются стратегии транспортного планирования: городская транспортная система рассматривается как единое целое, а не совокупность отдельных подсистем (метрополитен, наземный транспорт и др.). Однако место и роль технологии беспилотного передвижения в городской среде исследованы весьма фрагментарно.В статье предложена методология оценки последствий внедрения технологии беспилотного передвижения в городе на материале существующих планировочных решений Москвы. Городская среда как объект исследования описывается через совокупность экологических, транспортно-технологических, политических, экономических и социальных показателей, характеризующих дорожно-транспортную ситуацию, потребность в парковочных пространствах, издержки от ДТП, эффективность перевозок, их экологичность, изменение структуры занятости, вовлечение новых пользователей автомобильным транспортом и др. Представлены четыре сценария, различающихся скоростью внедрения беспилотных технологий и развития экономики совместного пользования. Максимальный эффект от усилий в этой сфере в Москве даст проактивная транспортная политика, предусматривающая комплекс требующих исследования мер.Статья намечает направления дальнейшего изучения роли беспилотных технологий в городе и предлагает практические решения для лиц, ответственных за городскую транспортную политику. |
|
85–96
|
Конкурентные преимущества предприятий все чаще определяются инновационными технологиями, которые лежат в основе современных производственных процессов, нацеленных на удовлетворение потребностей общества. Вокруг необходимости технологического развития сложился широкий консенсус, подтверждаемый международными и национальными программами, научно-исследовательской деятельностью и появлением новых институтов. Учитывая растущий спрос на инновационные технологии, представляется важным использовать специальные методы и инструменты для их эффективного анализа и отбора. В статье описано, как в этом могут помочь многомерные методы принятия решений.Предложенная автором концепция сочетает анализ жизненного цикла на основе S-образной кривой (S-life-cycle analysis, S-LCA), которая позволяет оценить производительность технологии, с методами уровней готовности технологий (technology readiness levels, TRL), с помощью которых оценивается степень их проработки, и методом TOPSIS, используемым для расчета рейтинга технологий. Подход верифицирован на материале ранжирования и отбора лучших технологий дорожного строительства в Польше на базе предложенного набора критериев и подкритериев. В дополнение к методам S-LSA и TRL для оценки применялись критерии инновационности, конкурентоспособности и удобства пользования. |
|
|